"Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли: история создания фильма.

В творчестве Шекспира обращение к итальянской культуре играло особую роль. События двенадцати из тридцати семи написанных им пьес развиваются в разных уголках Италии - Риме, Венеции, Падуе, Вероне. Итальянские авторы, в свою очередь, отвечали Шекспиру взаимностью, создавая по мотивам его произведений музыкальные, театральные и кинопостановки. В их чиле оказался и Франко Дзеффирелли. После смерти матери он воспитывался британской диаспорой во Флоренции, обучаясь английскому языку и приобщаясь к культуре Британии. В послевоенные годы Дзеффиррели надеялся изучать изобразительное искусство и архитектуру, но просмотр фильма "Генрих V" по одноименной пьесе Шекспира заставил молодого человека обратить внимание на театр и кино.

"Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли: история создания фильма. Ромео и Джульетта, Франко дзеффирелли, Уильям Шекспир, Фильмы, Видео, Длиннопост

В течение нескольких лет Дзеффирелли работал ассистентом на съемках у Лукино Висконти, Роберто Росселини, Витторио де Сика и руководил постановкой театральных и оперных спектаклей, заслужив репутацию одного из ведущих европейских режиссеров. В 1966 году состоялся его полнометражный кинодебют - экранизация шекспировской комедии "Укрощение строптивой" (The Taming of the Shrew) с Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном в главных ролях.


Для своей второй кинокартины Дзефирелли решил обратиться к пьесе "Ромео и Джульетта" о любви двух молодых людей, принадлежащих к враждующим семействам Вероны. Режиссер уже работал с произведением, представив в Лондоне спектакль с молодой Джуди Денч, пользовавшийся немалым успехом у зрителей.


Ранее романтическая трагедия удостаивалась нескольких экранизаций, наиболее известной из которых являлся одноименная лента Ренато Кастеллани, отмеченная в 1954 году главным призом Венецианского кинофестиваля.

"Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли: история создания фильма. Ромео и Джульетта, Франко дзеффирелли, Уильям Шекспир, Фильмы, Видео, Длиннопост

Основная трудность, с которой прежде сталкивались создатели фильмов, был возраст актеров. Шекспировским героям не было и двадцати, в то время как на экране их образы воплощали 30-летние и иногда 40-летние актеры. Дзеффирелли решил пригласить на главные роли совсем молодых британских дебютантов - 15-летнюю Оливию Хасси и 17-летнего Леонарда Уайтинга, отобранных среди сотен юношей и девушек по всему миру.


Для Дзеффирелли важно было найти подходящие образы, увидев которые зрители бы поверили в то, что перед ними разворачивается история первой любви. Он полагал, что в случае необходимости сможет обучить молодых людей актерскому мастерству самостоятельно. Оливия Хасси в одном из интервью вспоминала, что, как только она пришла на прослушивание, режиссер воскликнул: "Вот моя Джульетта! А теперь посмотрим, умеет ли она играть". Уайтинг на прошедшем 23 июня в Москве показе упомянул, что после кастинга пытался отблагодарить Дзеффиррели, но выражался на таком ужасном слэнге, что тот заметил: "Ты, парень, и по-английски говорить-то не умеешь".

"Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли: история создания фильма. Ромео и Джульетта, Франко дзеффирелли, Уильям Шекспир, Фильмы, Видео, Длиннопост

Молодые люди проходили этап долгой подготовки, обучаясь искусству декламации и старинным танцам, а Уайтинг несколько месяцев осваивал различные стили фехтования, прежде чем съемочная группа отправилась на съемки в Италию. В это же время в Риме находился сэр Лоуренс Оливье - один из наиболее известных интерпретаторов и популяризаторов творчества Шекспира. Он заинтересовался проектом итальянского режиссера и любезно согласился читать закадровый текст.


Создатели фильма пытались максимально близко следовать сюжету пьесы и историческому контексту описанной эпохи. Костюмы персонажей соответствовали стилю позднего Возрождения, а в создании декораций были задействованы специалисты по ренессансной архитектуре.


Вместе с тем последовательное воссоздание мира шекспировских героев сочеталось с решениями, которые вызвали широкие дискуссии в сообществе критиков. Дзеффирелли отказался от устоявшегося образа светловолосой и голубоглазой Джульетты, представив ее темноволосой девушкой. Наибольшую полемику, однако, вызвала сцена, где Ромео и Джульетта после брачной ночи просыпаются обнаженными. Сам режиссер указывал на то, что данный эпизод вполне "целомудренный", так как и друг перед другом, и перед зрителем герои предстают в максимально уязвимом виде. После выхода фильма в прокат основное внимание прессы во время интервью было приковано к обстоятельствам съемки фрагмента, что вызывало смущение молодых актеров.

"Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли: история создания фильма. Ромео и Джульетта, Франко дзеффирелли, Уильям Шекспир, Фильмы, Видео, Длиннопост

Скромность и неопытность исполнителей главных ролей отмечались в качестве факторов, обеспечивших успех картины среди зрителей.


Выход ленты в конце 60-х вписался в несколько важных явлений, повлиявших на ее дальнейшую судьбу. В первую очередь, этот период связан с переосмыслением наследия Шекспира, иногда достаточно неожиданным - например, в рамках мюзикла "Вестсайдская история" (1961). Действие пьесы "Ромео и Джульетта" в нем перенесено в современный Нью-Йорк, где происходит противостояние двух местных молодежных группировок. Все это сопровождается музыкальными номерами, над которыми работали композитор Леонард Бернстайн, поэт Стивен Сондхайм и хореограф Джером Роббинс. Некоторые композиции, в частности песня "Somewhere", стали хитами.

Представление работ Шекспира в новом популярном формате подчеркнуло актуальность автора, привлекая внимание юной аудитории. Премьера "Ромео и Джульетты" в 1968 году продолжила данную тенденцию, совпав с ростом протестных молодежных движений в Европе и Северной Америке, из-за чего история двух несчастных влюбленных стала олицетворением усталости от ожесточенности и непонимания старших поколений и завоевала особую популярность среди подростков.


Кинокритики тоже высоко оценили фильм, отметив его различными наградами - в том числе статуэтками "Оскар" за лучшие костюмы и лучшую операторскую работу. Двух других номинаций лента удостоилась в категориях "Лучшая работа режиссера" и "Лучший фильм", а написанная композитором Нино Рота музыкальная тема "What is a Youth" приобрела всеобщую славу в исполнении различных музыкантов.

"Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли: история создания фильма. Ромео и Джульетта, Франко дзеффирелли, Уильям Шекспир, Фильмы, Видео, Длиннопост

Реалистические образы героев фильма нашли своих почитателей во многих странах мира. Их изображения беспрестанно появлялись на страницах газет и журналов, на художественных постерах и открытках, выпускались посвящённые им иллюстрированные буклеты.


Успех Оливии Хасси и Леонарда Уайтинга в образах знаменитых влюблённых превосходил, пожалуй, даже успех Леонардо Ди Каприо и Клейр Дейнс, не так давно выступивших на экране в тех же ипостасях (по воле случая имена обоих "Ромео" звучат похоже).Тонны писем от поклонников доставляла почта Оливии и Леонарду по объявленному в печати адресу: "You can write to Leonard Whiting and Olivia Hussey at Paramount Pictures, 162 Wardour St., London W.1, England (from press of that time). В прессе следовала бесконечная череда интервью о подробностях съёмок и взаимоотношениях актёров - все непременно хотели видеть в них влюблённую пару даже за пределами фильма.


И, конечно, журналисты "мучили" их вопросами о съёмках обнажённой сцены: Легко ли вам было решиться на это? Как вы чувствовали себя во время съёмки? Как вы сами считаете, допустимо ли такое обнажение страстей шекспировских героев на большом экране? Леонард отшучивался, говоря, что во время съёмки этой пресловутой сцены он замёрз. В то время они оба много разъезжали по разным странам с представлением картины.

"Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли: история создания фильма. Ромео и Джульетта, Франко дзеффирелли, Уильям Шекспир, Фильмы, Видео, Длиннопост

На премьере фильма в Лондоне королевская семья пожелала встретиться с «Ромео» и «Джульеттой». Впервые в своей жизни они примерили настоящие светские туалеты. Леонард появился в смокинге с белой бабочкой, а Оливия - в изысканном длинном платье, специально созданном для неё Дзеффирелли.


После торжественного приёма и обеда, 19-летний принц Чарльз, совершенно покорённый Оливией Хасси, много танцевал с ней, но роману не суждено было расцвести, как, впрочем, и дальнейшему совместному существованию Оливии с Леонардом. Через пару лет после громкого триумфа фильма Оливия навсегда уехала в Америку, в Лос-Анджелес, а Леонард остался в родной Англии. Но бывшие партнёры по фильму и поныне не теряют связи друг с другом, давно став хорошими друзьями.


Эмоциональная и выразительная героиня фильма, Оливия пленяет сердца зрителей также своей удивительной красотой, напоминающей женские образы с картин эпохи Возрождения и века Романтизма (загляните галерею раздела "Оливия Хасси"). Леонард выглядит бесконечно достоверным в образе Ромео, и его поведение в кадре кажется неподдельно правдивым. Существовал ли в действительности между Оливией и Леонардом тот секретный роман, который казался неизбежным в располагающей к страстным чувствам атмосфере фильма и в который многие верили? Трудно было не поверить! Поэтому полагали, что эту сторону их отношений, известную лишь узкому кругу съёмочной группы, просто старались не афишировать, что было бы понятно, принимая во внимание возраст исполнителей, если бы роман действительно имел место.

"Ромео и Джульетта" Франко Дзеффирелли: история создания фильма. Ромео и Джульетта, Франко дзеффирелли, Уильям Шекспир, Фильмы, Видео, Длиннопост

Магия юности и убедительность главных героев не заслоняют, однако, превосходно созданные другими актёрами образы: кормилицы Джульетты (Пэт Хейвуд), монаха Лоренцо (Майло О'Ши), Бенволио (Брюс Робинсон), синьора Капулетти (Пол Хардвик), синьоры Капулетти (Наташа Пэрри), Герцога (Роберт Стивенс) и других. И нигде не приходилось видеть такого потрясающего Меркуцио, как Джон МакЭнери (признаемся, что мы осознали это не сразу). Даже в Тибальте, воплощённом Майклом Йорком, начинаешь видеть человека, а не только надменного гордеца и задиру, каким его часто делают постановщики.


Потрясающий актёрский состав, отлично поставленные поединки и уличные сцены, изысканная сцена бала в золотистой дымке, стильные и очень привлекательные костюмы, прекрасная музыка, прогрессивная для того времени съёмка переносной камерой, общая атмосфера картины... Нет смысла пересказывать все достоинства фильма - его надо смотреть.


Наверное, самым лучшим комплиментом экранизации Дзеффирелли служит то, что новая, по-своему интересная, киноинтерпретация Бэза Лурманна не заслонила её собой и не поставила под сомнение её современность. Клейр Дейнс, игравшая Джульетту в фильме Лурманна, очень волновалась перед съёмками: "Я видела версию Оливии Хасси, которая не могла бы быть более поразительной. Помимо того, что она является одной из самых красивых женщин, каких я когда-либо видела в своей жизни, она сделала фантастическую работу с ролью", -говорила Клейр.


https://rg.ru/2016/06/28/romeo-i-dzhuletta-franko-dzeffirell...

https://www.liveinternet.ru/users/5031950/post393364098/