Рейдерство, обыски и лоббизм: обзор ситуации вокруг завода «Амурсталь»

Пару недель назад мы узнали, что на металлургическом заводе «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре побывали с визитом силовики. Завод «Амурсталь» достаточно тесно связан с губернатором Хабаровского края Сергеем Фургалом, и это ни для кого не секрет. Силовики также побывали и в высоких кабинетах краевого правительства. И там и там правоохранителей интересовала документация, связанная с заводом. Тогда же прошли аресты с доставкой в Москву четырех человек, включая одного из учредителей компании «Торэкс-Хабаровск» (владеющей «Амурсталью»), по делу об убийствах и покушении на убийство, имевших место в середине нулевых годов.

Прошедшая же неделя принесла нам закономерное продолжение и развитие этой истории с интригами, «рейдерскими захватами», готовностью правительства края пожертвовать краевым имуществом во имя спасения этого коммерческого предприятия и недопущения социальной катастрофы в Комсомольске. Однако, власть в то же время не готова делать то же самое во имя спасения другого коммерческого предприятия, закрытие которого также грозит социальной катастрофой, но уже в Солнечном районе края. Но обо всем по порядку.

Рейдерство, обыски и лоббизм: обзор ситуации вокруг завода «Амурсталь» Амурсталь, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край, Рейдерский захват, Длиннопост

Обыски — «не обыски» и не спецназ, а «корректные люди»


Первый заместитель председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Юрий Золочевский, деятельность которого также связывают с «Торэксом», заявил, что никаких обысков не было, имело место «обследование помещения».


«Спецназа не было, были профессиональные, корректные и даже доброжелательные люди… Предъявлены основания были — в связи с возможным участием первого заместителя председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам в текущей хозяйственной деятельности ГК „Торэкс“. Но так как подобных документов не было обнаружено — по-видимому, ответы налицо», — прокомментировал ситуацию Золочевский.


По его словам, было изъято два пакета документов по 20 и 30 страниц соответственно, касающихся запроса ряда компаний в адрес краевого правительства и внутренняя переписка. Но якобы ничего, что могло бы связать его деятельность с «Торэксом», найдено не было. Однако, на просторах сети появилась фотография визитки с именем Золочевского, на которой указано, что он является «советником учредителей» компании.

На заводе в это время также имели место оперативно-розыскные мероприятия с осмотром помещений и выемкой документов. Именно так охарактеризовал ситуацию заместитель генерального директора ООО «Торэкс-Хабаровск» по безопасности Дмитрий Козлов. Он отметил, что правоохранители действовали на основании распоряжения заместителя начальника УВД в виде гласного оперативно-разыскного мероприятия и не предъявили никаких подозрений или обвинений руководству, которое находилось в этот момент на местах.

«Нам предъявили распоряжение, в котором было указано, что у силовиков имеются сведения о предполагаемых признаках противоправного деяния, совершенного должностными лицами, имеющими взаимоотношения с ООО „Торэкс-Хабаровск“», — заявил Козлов, отметив, что были изъяты декларации по НДС за 2018–2019 годы, книги продаж, покупок, журнал учета счет-фактур, заверенные копии накладных отгрузки готовой продукции, а также несколько оригиналов договоров и копия базы 1С.

По словам Козлова, проблема даже не в том, что 18 ноября, в день обыска, завод «выпал из жизни», а в том, что кредиторы и покупатели перепугались в связи с громкими заголовками про обыски на заводе, которые были даны в СМИ, и замерли в ожидании развязки этой истории.

И краевого имущества в залог не жалко…


Юрий Золочевский, в свою очередь, продолжил, кажется, проявлять чрезмерную по степени комплементарности для незаинтересованного лица активность в отношении завода.


«Правительство края не просто указано в качестве ответственного за комплексное развитие металлургического производства… И правительство не допустит ни банкротства, ни рейдерского захвата, приложит все свои силы. Для этого у него есть все необходимые полномочия и внимательнейший контроль со стороны федерального центра», — заявил зампред, отметив, что первоочередной задачей является недопущение остановки завода в зимнее время.


Более того, правительство края провело 25 ноября совещание с участием представителей ГК «Торэкс», всех банков-кредиторов предприятия, а также представителей федеральных органов власти и правоохранительных ведомств, дабы ни в коем случае не допустить «негативного развития событий». Интересно и упоминание «рейдерского захвата» как одной из вероятных причин происходящего с предприятием, и оно, вероятно, далеко не случайно. Но об этом несколько позже.


На самом совещании упомянутый выше Дмитрий Козлов предупредил, что простаивание завода более четырех суток приведет к выходу из строя основного металлургического и производственного оборудования, починка которого обойдется в 1,5 млрд рублей. А риск простоя велик, так как банки-кредиторы требуют от завода в связи с арестом одного из учредителей «Торэкс-Хабаровск» Николая Мистрюкова, гарантий исполнения долговых обязательств предприятия перед ними.

Рейдерство, обыски и лоббизм: обзор ситуации вокруг завода «Амурсталь» Амурсталь, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край, Рейдерский захват, Длиннопост

По оценкам первого заместителя главы администрации Комсомольска-на-Амуре Евгения Коршикова, остановка «Амурстали», являющегося одним из градообразующих предприятий, обернется социальной катастрофой, в результате которой работы лишатся 9-10 тыс. человек, а с учетом смежных отраслей — все 15-16 тыс. Бюджеты же всех уровней, по самым скромным оценкам, потеряют более полутора млрд рублей отчислений в год.


Что особенно интересно, краевое правительство с легкостью и оперативностью, вызывающей восхищение (которые имеется соблазн связать с некой неоглашаемой заинтересованностью), решило предоставить кредиторам предприятия залог краевым имуществом на сумму 130 млрд рублей в качестве дополнительного обеспечения. И это при запланированном на 2020 год уровне доходов края в районе 108 млрд рублей.


Соответствующие документы, по словам Золочевского, уже находились в прокуратуре на согласовании на момент проведения совещания. То есть экстренно спасать предприятие с особым рвением начали до того, как совещание было проведено, а проведено оно было в очень короткие сроки.

«История успеха» и «рейдерский захват»


Более того, для Золочевского, как «экономиста», нет ни малейших сомнений, что имеет место «попытка рейдерского захвата предприятия менеджерами среднего звена», в связи с чем он дал распоряжение написать в прокуратуру соответствующее обращение с просьбой установить наличие или отсутствие данного факта, а также проверить правомочность деятельности органов правопорядка по выемке документов.


«Я как экономист вижу экономическую составляющую — простую, как ясный день. Есть история успеха, есть интересное предприятие, есть менеджеры среднего звена, которые захотели таким предприятием завладеть. Не вижу здесь ни теории заговора, ни политики, ни даже психологии интересов. Тривиальная схема», — заявил Золочевский, настаивая на том, что все присутствующие на заседании должны «продолжить работать с предприятием и история успеха продолжится».


А издание DVhab.ru подало эту же цитату Золочевского совсем в другом ключе, что рейдерский захват может осуществляться одним из учредителей группы компаний «Торэкс», а не «менеджерами среднего звена». Учитывая, что одним из трех учредителей «Торэкс-Хабаровск» является супруга губернатора Хабаровского края Лариса Стародубова (доля 25%), вторым учредителем — арестованный Николай Мистрюков (доля 25%), остается только АО «Армада» (доля 50%), руководителем которой является Сергей Бодунов, а учредителем — Иван Манохин. Имеет ли место здесь принижение качеств учредителя до «менеджера среднего звена» или же что-то другое — неясно.

«Единая Россия» наносит ответный удар


Есть в этом деле, что бы не говорил Золочевский, и политическое измерение, поскольку разворачивается оно не в вакууме, а в ситуации, когда власть в Хабаровском крае практически на всех уровнях перешла к ЛДПР. В 2018 году на фоне совершенно безумной пенсионной реформы рейтинги «Единой России» рухнули во всех регионах. А поскольку в Хабаровском крае рейтинг бывшего губернатора Вячеслава Шпорта и так находился на уровне, пограничном с плинтусом, то после принятия реформы он был сметен протестным голосованием. Протестные же голоса достались члену ЛДПР Сергею Фургалу.


В 2019 году ЛДПР укрепила свои позиции. Народ решил продолжить показывать «Единой России», чего она стоит с ее самоубийственными инициативами и избрал новый состав краевой думы, подавляющее большинство мест которой заняли сопартийцы Фургала. Примерно то же самое произошло и в гордумах Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Естественно, что политическим противникам Фургала и ЛДПР, потерявшим позиции в крае, грех было бы не воспользоваться той беспрецедентной наглостью, с которой идет в правительстве лоббирование коммерческих интересов предприятия «Амурсталь».


Так, депутат Госдумы от Хабаровского края и член «Единой России» Борис Гладких направил генеральному прокурору РФ Юрию Чайке письмо с просьбой проверить законность действий Золочевского.

«Безусловно, рабочие места на заводе — важная составляющая. Но сомневаюсь, что бюджетные деньги в принципе могут участвовать в спасении частных структур… Мне также непонятно, почему спасают коммерческое предприятие, хотя у нас есть и казенные организации, которым также необходима помощь… Не думаю, что сотрудник правительства края, исполняющий обязанности губернатора, сидя на своем рабочем месте, вообще может обсуждать вопрос предоставления кредитной линии некой коммерческой организации», — заявил Гладких.


Показательна и реакция на это пресс-секретаря губернатора края Надежды Томченко. Она поспешила заверить, что залоговый фонд начал формироваться задолго до истории с «Амурсталью», а также добавила, что с его помощью изначально планировалось спасать не только металлургический завод, но и другие предприятия, попавшие в беду.

«И если бы одно из них попало бы в такую же ситуацию — было бы точно такое же совещание с привлечением всех сторон. Можно ходить вокруг и около этого факта сколько угодно, упорно не замечать его и игнорировать, когда очень хочешь в новый созыв Госдумы. Только один вопрос возникает — зачем людям голосовать за депутата, который о них не думает», — заявила Томченко, напрямую указывая на то, что Гладких таким образом зарабатывает себе политические очки на бедах «Амурстали», а правительство, дескать, трудится не покладая рук, исполняя поручение президента Владимира Путина по развитию Комсомольска на благо народа. Так ли это?

Кого будем спасать, девочки?


Так уж вышло, что до ситуации с «Амурсталью» схожая картина сложилась с лесоперерабатывающим предприятием «Азия Лес». Оно оказалось на грани закрытия как раз после прихода к власти в крае Сергея Фургала. Руководителя предприятия Александра Пудовкина и бывшего заместителя председателя правительства Хабаровского края Василия Шихалева обвиняют в мошенничестве с субсидиями и приоритетными проектами на сумму более 1 млрд рублей и незаконной вырубке леса на сумму более 9 млрд рублей. Тысячи человек могут оказаться без работы.


Правительство края и окружение губернатора предлагают разделять проблемы экономического, коррупционного, политического и прочего порядка от насущных проблем рядовых сотрудников «Амурстали», что совершенно правильно и справедливо. Безусловно, нести наказание должны виновные в преступлениях, если они окажутся таковыми, но не люди, трудящиеся на предприятиях и экономика региона в целом, которая может лишиться крупных градообразующих предприятий. Заводы должны работать, люди должны иметь работу, а государство должно обеспечивать людям социальные гарантии. Но ничего, что было сделано в интересах «Амурстали», не было сделано в отношение «Азии Лес». Неудивительно, что все это вызвало вопросы и у представителей этого предприятия.

«Все, о чем говорилось про полезность „Амурстали“: рабочие места, налоги, доходы семей, можно отнести к роли и других предприятий. „Азия лес“ является градообразующим предприятием для поселка Березовый, а также Солнечного района и района имени Полины Осипенко. Однако на наши просьбы месяцами никто не реагировал», — заявила управляющий директор группы компаний BM Group (владеющей «Азией Лес») Наталия Пудовкина.

Но связывает Пудовкину с Фургалом не только схожесть положения, в котором оказались их материальные интересы. Их связывает, если можно так выразиться, не сложившаяся общая политическая судьба. Пудовкина с 2010 года была депутатом закдумы края от партии «Единая Россия», а с 2014 года возглавляла постоянный комитет по бюджету, налогам и экономическому развитию края. После провала на выборах губернатора-единоросса Шпорта, Пудовкина, активно поддерживавшая пенсионную реформу, покинула депутатский пост. Ненадолго стала заместителем председателя правительства Хабаровского края по социальным вопросам при губернаторе Сергее Фургале. Потом покинула и этот пост вскоре после ареста ее мужа, тогда — генерального директора «Азии Лес».


Все это позволяет говорить о том, что в деле «Амурстали» и «Азии лес» имеется некий общий нерв политических, экономических и прочих противоречий, который несколько сложнее, чем его пытаются выставить. И уж точно, ангелов в этом деле нет. Проблема в том, что в результате подобного рода разборок продолжает загибаться экономика региона, а смена одних говорящих голов, отрекомендовывающих себя в качестве радетелей за наше и ваше благополучие, на других — приводит лишь к общему наращиванию хаоса, но не к разрешению накапливающихся проблем.

Системный регресс, запущенный в перестройку и продолжающийся по сегодняшний день, привел к тому, что людей, входящих в федеральные и региональные деловые, политические и культурные элиты, возглавляющих крупные и не очень предприятия, начинает интересовать лишь только сугубо личная судьба и достаток. Вспоминать о принципах и ответственности перед людьми они начинают только тогда, когда это выгодно, и только там, где это выгодно.


Криминальная постсоветская элита способна порождать столь же криминальные говорящие головы. А принадлежность к партии — это лишь маски, за которыми прячутся головы этой криминальной гидры. Рано или поздно это станет очевидно всем. Так может пора уже власти в стране и в регионе, будь она старая или не очень, проснуться и понять, что эта же эрозия ее же саму и пожирает.

Нельзя продолжать нагло грабить население при помощи пенсионных реформ и не получать протестный ответ в виде бойкота населением ставленников от партии, их ограбившей. Наивно также полагать, что новая метла не начнет мести по-новому, а старая метла не захочет вернуть обратно то, что вымела новая. А пока наверху решают, кто кого «переметет», внизу копится взрывчатка неразрешенных противоречий. И кто сказал, что ее не будут использовать в деструктивных силах, причем представители части все той же гнилой системы? Не этому ли нас научил опыт перестройки?

ИА Красная Весна