Ренессанс дворовой культуры

По профессии я - методист-разработчик и в течение 8 лет занимался созданием образовательных игровых занятий для дошкольников. Я нередко пишу свои занятия, сидя на детской площадке и наблюдая за поведением детей. В последнее время моё внимание привлекли школьники 7-14 лет. Я заметил, что вопреки моде на видеоигры они не просиживают штаны дома, а, наоборот, достаточно много времени проводят на детских площадках. Правда, они уже не играют в те дворовые игры, в которые ещё могли играть их родители. Это больше не казаки-разбойники, а более примитивные игры типа догонялок. Но я увидел в этих играх потребность в реальном общении через игру.

Ренессанс дворовой культуры Школьники, Игры, Двор, Детские игры, Социализация, Развитие детей, Длиннопост

Я пришёл к выводу: школьники интуитивно стремятся воссоздать ту дворовую культуру, которая существовала у их родителей и затем была вытеснена посиделками за приставкой. Сами дворовые игры, говоря языком психологии, выполняли социальную функцию. В них школьники учились общаться, играть по правилам, планировать, проявлять инициативу, придумывать что-то своё и много чего ещё. Кроме того, дворовые игры в той или иной степени содержали в себе ценностно- мировоззренческую основу. То есть они отражали взгляды и ориентиры общества, в котором жили и росли дети.  
 
Итак, с одной стороны, дворовая игра вроде бы нужна и важна, поскольку в ней есть спонтанное живое общение и возможность имитировать социальные процессы (а через игру, соответственно, познавать их). При этом альтернатив у дворовой игры как формата социального развития нету, разве только групповая психотерапия подростков. С другой стороны, хотя школьники тянутся к игровым площадкам и стремятся играть и общаться, сами они возродить культуру дворовых игр не способны. Они не смогут ни возродить старые дворовые игры, поскольку они морально устарели, ни создать новые, поскольку сама природа дворовых игр за пределами их понимания.
 
Поэтому для возрождения дворовых игр необходимо обязательное вмешательство взрослого и притом не одного. Это вмешательство тем более важно, поскольку сам феномен дворовой игры может существовать только как особое пространство медиации. Иначе говоря, дворовая игра функционирует только как пространство встречи детского и взрослого миров. Именно взрослый способен задать ориентиры для возрождения дворовой игры и создать новый формат их организации. При этом само участие взрослого в дворовых играх крайне нежелательно, ведь в дворовых играх происходят процессы самоорганизации детских сообществ.
 
У меня сложилось несколько ключевых тезисов о том, как можно возродить дворовые игры для современных школьников.
1. Прежде всего, современный мир и общество в представлении школьника немыслимы без всяких технологических средств, или гаджетов (смартфоны, камкодеры, rc-игрушки и т.д.).
2. При этом использование всевозможных гаджетов не должно быть препятствием к осуществлению реальной коммуникации и взаимодействия.
3. Функция гаджетов должна быть жестко ограничена лишь возможностью задавать правила для коммуникации и регулировать их исполнение.
4. Как организаторы игр гаджеты должны предоставлять возможность для проявления и развития в игровом взаимодействии самого широкого спектра психических способностей: от умений договариваться и принимать решения до умений планировать стратегию и расставлять приоритеты.
 
На данный момент у меня получилось спроектировать один формат игровой коммуникации для школьников. Если пост окажется интересен, готов буду поделиться своими идеями об этом формате. Напоследок хочется резюмировать всё сказанное в лозунге: пора выводить школьников за пределы мира видеоигр и помочь им играть и общаться в реальной жизни.

Школьный уголок

1.7K поста3.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать всё, что можно отнести к школе.

...

Нельзя:

Нарушать правила Пикабу.