Ремарк. По ту сторону баррикад

Творчество Ремарка можно достаточно легко поделить на периоды в истории Германии. Итак, первый этап - это Германия времен Первой Мировой войны, которой Ремарк посвящает свой самый популярный роман - "На Западном Фронте без перемен". За ним следует период межвоенный, но ещё до установления Веймарской Республики. Об этом времени написан роман "Возвращение", ставящий своей целью рефлексию, цель поразмышлять о том, как сложилось и как, возможно, сложится жизнь немцев и, в частности, немецких солдат после войны. Период столь короткий, но очень важный, ибо писателю было важно дать понять, что будет с солдатами и какой урок необходимо вынести из войны. За ним следует период Веймарской Республики. Тут тоже всего один роман и тут дело в том, что о временах Республики он решил написать тогда, когда образовалась современная Германия - ФРГ, где он явно намекает на то, что ему жаль свою Родину. Жаль, что она прошла через такой страшный путь. И тут Ремарк использует приём, который позже применяет и Балабанов в своём неоднозначном фильме "Груз - 200", где в образе России он показывает женщину. Точно так же у Ремарка Германия предстаёт сначала как молодая девушка с шизофренией. Затем она благополучно излечивается, но, что примечательно, напрочь забывает всё, что было во время болезни. То есть видно, что Ремарк призывает учитывать опыт прошлого и действовать, исходя из него.

Ремарк. По ту сторону баррикад Литература, Эрих Мария Ремарк, Германия, Telegram (ссылка)

Наступает страшный период в истории Германии - нацистская эпоха, о которой Ремарк написал больше от лица эмигрантов. Это "Возлюби ближнего своего", "Триумфальная арка", "Ночь в Лиссабоне" и "Земля обетованная", которые по сути можно напечатать под одним сборником "поход эмигранта". Сначала больная нацизмом Европа: Чехословакия, Австрия, Швейцария и Париж. После - Латинская Америка и наконец - земля обетованная - США.  Именно благодаря этим романам расходится стереотип, что у Ремарка всё одинаково, один и тот же главный герой, его товарищ русский белогвардеец и неизменная роковая дама, желательно актриса. Однако не всё так просто. Ремарк будто понимает, что читатель не хочет больше читать о таком и оставляет эту тему, поэтому его роман Земля обетованная не был издан при его жизни, однако является абсолютно логичным завершением крестового пути. Во время перерыва Ремарк экспериментирует. Он как Набоков решает написать что-то неоднозначное. Он пишет "Время жить и время умирать", где читатель узнаёт о жизни солдата Вермахта, чья судьба временами ничуть не лучше, чем у эмигрантов, ведь Германия проиграла, он потерян, не знает, во что верить, и когда он будто находит в себе силы наконец встать на путь добра, помочь врагам Гитлера, то они его убивают. Ремарк будто говорит, что может и были солдаты, вынужденные пойти на войну и оставшиеся людьми, но они безмолвны, ибо мертвы.

На этом эксперименты не кончаются. Писатель пишет "Искру жизни". Роман, посвященный жертвам холокоста и его сестре, погибшей в одном из таких лагерей смерти. Этот роман считается одним из самых шокирующих его произведений и чаще избегается аудиторией.
Продолжая тему ветеранов, которые выжили после войны, автор пишет "Черный обелиск". Роман о солдатах, которые оказались в Веймарской Республике, и которые вынуждены выживать, так как правительство загнало их в такое положение. Здесь Ремарк показывает, кто привёл к власти Гитлера, почему его приход к власти логичен. Главная причина - ветераны, забывшие ужасы войны. Они стали воспринимать своё участие в ней как приключение. Здесь удивительно другое. Главного героя лишили его стандартного набора: цинизм, сарказм и роковая женщина. Ничего этого здесь нет. Всё это объясняется тем, что главный герой молод и ещё не набрал того опыта, необходимого для выживания в век цинизма. Вместо этого, перед читателем предстаёт ряд колоритных персонажей, которые отвечают за сарказм и всё то, за что полюбили главных героев Ремарка. Как я написал выше, автор размышляет в романе на тему будущего Германии, и к чему может привести игнорирование прошлого.
Ремарк - это, возможно, один из самых важных писателей потерянного поколения. Если Хеменгуэй писал о потерянном поколении стран-победительниц, то Ремарк пишет то же самое, но с точки зрения проигравших. И если у Хеменгуэя прослеживается мысль "мы пострадали, но мы ещё выкарабкаемся", то у Ремарка красной нитью проходит мысль "мертвым повезло больше, чем живым".

P.S. Если Вас заинтересовала статья, то милости прошу в свой тг-канал t.me/jurgenwrites