Религиозные практики и инстинкт

Гипотетическое разделение человеческих потребностей на духовные и плотские, отражает религиозное воззрение на мир, как на поле битвы между силами зла (Дьяволом) и соответственно, силами добра, за которыми стоит Бог. Собственно говоря, такая борьба происходит только в сознании самого субъекта. Тут возникает забавная аллюзия с парадоксами квантовой физики, где то или иное явление возникает лишь в присутствии наблюдателя. Ведь мы нигде не видим прямого столкновения упомянутых сил вовне. Ангелы не сражаются с демонами ни в воде, ни в воздухе, ни под землей, ни в дальнем космосе.

Очевидно, такая ситуация отражает двойственность природы человека, в котором сочетается два различных способа решения ежесекундно возникающих проблем в процессе жизнедеятельности. Первый способ я назову в рамках этой заметки – рассудочным, а второй – рептилоидным. Рассудочный способ означает принятие решений путем использования ресурсов высшей нервной деятельности, с помощью анализа, синтеза, логики и прочего интеллектуального инструментария. Рептилоидный способ – это следование инстинкту – своего рода "прошивке" побуждающей нас к тем или иным действиям без прямого участия рассудка.

Очевидно, в определенных ситуациях эти два способа могут вступать в конфликт, который в рамках религиозного мировоззрения трактуется как противоборство сверхъестественных сил. Рассудочный способ мышления, включающий в себя осознание собственного "я" и оперирование отвлеченными понятиями, рассматривается как проявление божественного начала или, другими словами – души. Проявления рептилоидного способа реагирования в большей степени относится к решению прозаических и вполне конкретных задач, удовлетворению потребностей плоти (в то время, как рассудочный способ может удовлетворять томление духа). А что является содержанием и целью жизни в рамках религиозного мировоззрения, как не освобождения чистого духа из тюрьмы грешного тела?  

Следование такой концепции неизбежно приводит религиозного человека к представлении о рептилоидности, как о темной сатанинской стороне человеческой природы, как к дьявольскому искушению, и о необходимости противодействия этим инстинктивным желаниям и потребностям. Ведь согласно религиозным представлениям после земной смерти бессмертная душа вместе со своей телесной оболочкой лишается и всех рептилоидных потребностей, а следовательно они являются чем-то необязательным, излишним, не отвечающим высшим целям жизни посвященной Богу.  

Тем более, что для мотивации этих потребностей организм использует эндорфиновую стимуляцию, а религиозное сознание склонно считать греховным всякое удовольствие происходящее из иных источников кроме божественного.  

В сущности само понятие греха родилось из недоверия к рептилоидным потребностям. Отсюда прямой путь к признанию грехом всякой рептилоидной потребности, включая дефекацию или желанию моргнуть и шмыгнуть носом. А раз уж следование рептилоидной природе приносит удовольствие и эндорфиновое счастье, то логичным противодействием такому положению вещей служит политика воздержаний и ограничений, что в конечном итоге приводит к мазохистскому культу страдания и смерти, как высшим формам религиозного подвижничества. Подавляя свою рептилоидную природу, религиозный человек тем самым, как бы торжествует победу над дьяволом. Осталось только понять, знает ли об этом Дьявол, и испытывает ли Бог радость от постов, самобичеваний, охолощения и прочих экстремальных религиозных практик.

Атеисты

617 постов2.8K подписчика

Правила сообщества

Сильно не смеяться!