Реклама как инструмент классовой борьбы в руках капиталиста

Реклама как инструмент классовой борьбы в руках капиталиста Капитализм, Социализм, Коммунизм, Марксизм, Реклама, Длиннопост



Наверное, каждый из нас слышал (и не раз) о том, что главным двигателем успешной торговли является реклама. Что же такое реклама и в чём суть этого столь необходимого в капиталистическом обществе явления? Независимо от множества формулировок и определений, всем нам понятно, что реклама – это информативное сообщение, имеющее главной целью формирование у нас позитивного отношения к объекту рекламы, будь то товар, услуга, кандидат в депутаты и прочее.

Но это лишь простая формулировка, не дающая никакой полноты картины. Ведь позитивное отношение, навязанное нам рекламой, зачастую никак не связано с реальными характеристиками её предмета. Сколько раз каждый из нас был разочарован качеством разрекламированного пластмассового масла, ядовитого напитка, неудобного гаджета, очередной раз проворовавшегося чиновника? Всего и не перечислить, в каждой отрасли таких примеров наберётся огромное множество.

Но, несмотря на это, рекламный бизнес процветает, крупнейшие мировые маркетинговые холдинги богатеют с каждым годом, открывая всё новые представительства по всему миру. Тысячи ВУЗов каждый год выпускают миллионы специалистов по рекламе, станки печатают тонны рекламной продукции, сервера обрабатывают терабайты информации, потребляя мегаватты энергии. А что же лежит в основе материального обеспечения всего этого сложного процесса? Несмотря на весь технологический прогресс, в большей степени это – как и всегда – труд наёмного работника.

Гигантская инфраструктура, созданная трудом пролетариев физического и умственного труда, работает над созданием инструмента, призванного стимулировать торговлю, увеличивая торговые прибыли для капиталистов всех мастей. Капиталисты же, в свою очередь, реализовав при помощи рекламы товары и услуги, созданные всё тем же трудом рабочих, вкладывают часть прибыли в новую рекламу, в очередной раз обогащая маркетинговые холдинги.

В итоге капиталисты, эксплуатируя труд рабочих, не только сами присваивают прибавочную стоимость, но и финансируют паразитическую отрасль маркетинга, которая не производит по сути полезного для общества продукта, но оперирует огромными финансовыми потоками и участвует в эксплуатации рабочего. Не стоит забывать и о том, что стоимость оплаты труда всех участвующих в производстве рекламного продукта, как и другие производственные издержки, в конечном итоге будет включена в цену предмета рекламы, а, следовательно, ляжет на плечи потребителя.

В то время как планета задыхается от вредных выбросов, а миллионы людей страдают от голода, болезней и войн, миллиардные активы задействованы в производстве информационных помоев, призванных подтолкнуть нас к покупке жевательной резинки. Психологи, артисты, художники, режиссёры, программисты, рабочие у станка и многие-многие другие специалисты, участвующие в производстве рекламы вместо продуктивной деятельности на благо общества, заняты в деле буржуазной пропаганды потребления.

Реклама, несмотря на всё недоверие к ней, напрямую или косвенно манипулирует сознанием человека, формируя систему его взглядов и рыночную модель поведения. Ведь как сказал классик «если всё время человеку говорить, что он свинья, то он действительно в конце концов захрюкает».

Помимо всего прочего, реклама способствует появлению и усилению монополий. Ведь чем крупнее бизнес, тем больше средств он способен потратить на рекламу; в то время как конкуренты помельче зачастую проигрывают борьбу за рынки сбыта, не имея столь мощного инструмента в своих руках. А как говорит нам учение Маркса, да и просто текущая реальность, монополии – одно из самых гнусных и опасных явлений капитализма. Ведь именно крупные финансовые монополии, слившиеся с государством и диктующие ему свою волю, – финальный шаг капитализма на пути к империализму, а, следовательно, – к войне и прочим его «радостям».

Таким образом, за столетия своего существования реклама, постепенно развиваясь вместе с капитализмом, превратилась из простого информационного сообщения в буржуазный инструмент классового господства. Практически любая её цель выражает исключительно интересы буржуазии и напрямую противоречит интересам трудящихся. Продать подороже, голосовать за буржуя, уйти на войну с соседом. Любую идею, выгодную капиталисту, аккуратно упакуют и продадут рабочему за его же деньги и средствами, созданными им же.

Вдумайтесь только в эту рядовую, прошедшую незамеченной новость: Минфин объявил, что на выборы депутатов мажилиса и маслихатов в 2023 выделят 33,4 млрд тенге – сумма заложена в годовой бюджет! На эти деньги можно было бы 6 раз построить печально известный астанинский LRT. Но они будут направлены не на благо общества, а, как и разворованный LRT, превратятся в чей-то капитал. Это ли не признак порочности существующей системы, это ли не уродливое её противоречие?

И, как всегда, ответ на несуразности и противоречия капитализма нужно искать в идеях социализма. Мы, конечно, не утверждаем, что при социализме не будет рекламы. Но, убрав из этого явления один единственный фактор – извлечение прибыли, мы сможем заставить её служить на благо обществу, сделав её прогрессивным инструментом в руках прогрессивного класса.

Инструментом, который будет доносить действительно важную, правдивую информацию, отражающую реальные потребности общества. Который не будет играть на низменных инстинктах, порождая комплексы и внутренние противоречия, заставляя нас идти против собственных интересов.

Весь накопленный опыт в производстве рекламы может быть и будет использован в целях популяризации одинаково доступных для всех образования, науки, медицины и всего, что ещё будет необходимо для движения к светлому будущему, которого несомненно заслуживает человек труда.


Қазақстанның Еңбекшілер Ұйымы / Қызыл Отау
Организация Трудящихся Казахстана / Красная Юрта