Ребенок - личность

Приветствую вас, товарищи читатели, комментаторы и, конечно, дорогие подписчики!
Я пишу истории про свою работу в детском саду. Мне очень интересно видеть вашу реакцию. Кто-то вспоминает свое детсадовское прошлое, кто-то сравнивает с садиком, в который ходят их детки, одни просят совета, другие пишут свое мнение о том или ином вопросе. Это очень здорово, спасибо вам))

Сегодня напишу о банальной давно известной идее - об уважении к ребенку, как к личности.

Внимание! Пост не содержит призывов к уважению любого и каждого встречного поперечного ребенка. Я больше скажу. Я не люблю всех детей. Только своих (родных и воспитанников, они тож мои)) Отчасти поэтому я работаю в детском саду. Бред? Нет. Просто видя результаты моего общения с детьми в сознательном возрасте, я поняла, что могу помогать им осваивать новое и интересное, развиваться и становиться лучше. Я вроде упоминала в одном из постов, что моя бабушка тоже была воспитателем, и я часто проводила много времени у нее на работе. И мне это нравилось всегда.
Речь пойдет об отношениях родителей и их собственных детей.

Все хорошо знают - ребенок это человек. Не будущий человек, не маленький человек, а просто вот человек. Отдельный от мамы с папой, со своими потребностями, желаниями и возможностями. И вот эти желания, возможности и потребности стоит учитывать при общении с ребенком. Грубо говоря, не очень хорошая идея, например, идти с дитем, который хочет спать, в гости. Никто не будет счастлив. Или вот - ни один здравомыслящий родитель не станет кормить дитя клубникой, если дите имеет аллергию на клубнику. При покупке новой одежды, игрушек родители как правило спрашивают мнение ребенка. Все это знают. И я не собираюсь никого учить, лечить и всякое такое)) Я просто расскажу две истории. Морали, как принято говорить, не будет. Имена изменены.

История первая

В тот раз у меня в группе были три мальчика по имени Саша. По фамилии звать детей я не привыкла, поэтому один был Сашок, второй - Шурик, а третий - Саня. Они все были шустрые, и когда особо шустрили, по моему возмущенному возласу "Александр!!" как-то интуитивно угадывали, кого из них я имею в виду. Дальше как в сказке. Первый умный был детина, второй был и так и сяк, третий вовсе был... Вот про третьего сказ и будет. Санёк. Из колхоза Огонёк... Нет, он не был глупизнем, не имел отклонений и отставаний в развитии. Ну немного логопед по нему плакал, конечно, не без этого. Но он был что называется педагогически запущенным. Не занимались с ним дома. Мама не гуляла с ним, забирала последним, приводила к открытию. Не работала при этом. У нее был еще сын, старше Саши на 20 лет. И муж ее тоже требовал ее плотно го внимания. Бухал он. В общем, Саня не парился, если брал книгу вверх ногами или обувал туфли не на ту ногу. Речь идет о здоровом пятилетнем ребенке, господа. На занятия пинал считал ворон, благо к другим детям не лез. Когда я с ним отдельно по вечерам занималась, быстро терял интерес и начинал скучать. Не следил за своим внешним видом. Испачкался, облился, лохматый - пофиг. Именно пофиг - скажу ему исправить ситуацию, то рукой махнет, то вроде пойдет, но свернет играть с полдороги. Игры на уровне двухлеток - башенка из кубиков, катать машинку туда-сюда, сидя на одном месте. Сюжетно-ролевые игры (спокойно, друзья, это вполне дошкольный термин в этом тексте)) на нуле. Куличики из песка любил лепить. В целом, создавалось впечатление, что ему все равно. Что воля, что неволя. Ни активности, ни инициативы. Просто его мама не считала нужным предлагать ему выбор, решая все за него. В мелочах - какого цвета футболку надеть, какую игрушку взять в садик. И в более глобальных вопросах, вроде что приготовить покушать. Мама не утруждала себя привитием ребенку необходимых навыков даже. Вытереть, пардон, попу, держать ложку правильно он не умел. Да что там, у него особо шансов не было научиться - до четырех лет в подгузе гонял и в коляске ездил, ну и не ел сам. Быстренько накормили и прибирать особо не надо, время тратить. Маме так удобнее. Думаю, она была основоположником и идейным вдохновителем секты яжмам. Тех, которые любят поучить всех жизни, попробивать дорогу к цели, размахивая ребенком как флажком, и которым откровенно срать нет дела до собственного дитя. Мам, я хочу... - робко пытается сказать Саня. Мать отрезает - Перехочешь/я спешу/поговори мне тут!

Саня не был забитым, запуганным, не комплексовал, что отличается от других деток. Те всегда чистенькие, аккуратно стрижены, а у него космушки, помытые неделю назад хозяйственным мылом и вторую неделю одна и та же одежка в группе нестиранная. Клянусь, она при мне учила маму одной девочки, что волосы нельзя баловать (!), помыли в воскресенье мыльцем хозяйственным и ладненько. А что он на домовенка Кузю похож - ну он ребенок, ему же все равно. Почему она должна его чему-то учить? Есть сад, пусть там и учат. К пяти годам мальчик сменил семь садов. Семь, Карл! Из каждого они уходили с скандалом на тему "Все дураки, олин я - Д' Артаньян!!"
Так вот. Саня не был забитым. Он смирился и ушел в свой мир. Чтоб не расстраиваться от несоответствия реальному миру. Из нашего садика они тоже ушли. И полгода не продержались. И мама его громко орала, что раз у меня нет своих детей, то меня нельзя допускать к чужим. А ушли после одного случая. Санек пришел в сад и уснул за завтраком. Прям голову рядом с тарелкой каши положил и вырубился. Я позвала медсестру, не сумев его растормошить. Она тоже не смогла. Вызвали скорую, до мамы дозвониться не смогли. Мобильного она или не имела, или не сочла нужным указать его номер в анкете при устройстве в сад. Домашний не отвечал. Врачи тоже не смогли разбудить его нашатырчиком. Мрак. Увезли. Я в тихий час пошла домой к ним с заведующей вместе. Пришли. Дома бардачина, в коридоре лежат ноги отца семейства, остальной отец храпит в комнате на полу. Из закрытой двери гремит тяжеляк - старший сын, очевидно, музыку слушает. Мама, ничуть не смущаясь обстановки, с порога наехала, мол, чего приперлись в неурочный час, не видите - я прибираюсь! Объяснили ситуацию. Ушли. В больницу она прибежала, когда на город опускались вечерние сумерки. Город маленький, врач из той больницы водила ребенка в наш сад, рассказала. Мама орала на всех и в больнице. Ну, пыталась поорать, но суровый реаниматолог быстро добыл из нее правду. Саша проснулся на час раньше будильника и мешал спать. Она и дала ему 2 димедролины (димерол или димедрол, не знаю, как верно, старинный антигистами, с которого спится хорошо, с одной штуки и взрослый осоловеет крепко). И он, охальник так и не уснул! Зато в саду выключился знатно. Врачи ясен пень вызвали опеку, устроили маме веселье. На кого она злилась? Правильно, на меня))

Честно скажу, видя ее отношение к ребенку, я очень хотела с ней поговорить. Но видя ее отношение к миру в целом - а она не скрывала, что она звезда, а все кругом отбросы - я не лезла.

История вторая

Муж, жена и дочка. Купили квартиру в новостройке, переехали, перевели дочку в садик возле дома - так попали ко мне в середине учебного года. Молодые (ну ладно, мои ровесники, не пионеры)), красивые, веселые, легкие в общении. Дочка красотуля и стройняшка, умничка, ласковая, веселая, 4,5 года. Ок, работаем.
Утром они минут 20 выбирали платье, носочки, бантики. В саду. Не дома. Долго обнимались, прощаясь. Это мило так. Вечером дочь отчитывала маму за то, что та принесла самокат, а кататься ей сейчас не хочется. Мама уверяла, что без проблем потаскает самокат сама. С мамой я общалась с удовольствием, папа без проблем отзывался на просьбу помочь что-нибудь по мелочи. Дочь в саду вела себя полностью адекватно, практически без претензий. Ну мож поссорится с кем иногда, не поделив игрушку. Не была жадиной, скорее наоборот, с удовольствием дарила свои игрушки. Я задала маме удивленный вопрос. Мама объяснила, что это нормально и поэтому дочь носит в сад мелочевочку, которую не жалко (в смысле, недорогие штучки, которые маме не жалко увидеть подаренными).

С молчаливого согласия папы дочь рулила в этой семье. Вплоть до отказа от приглашения на семейное или дружеское торжество за пять минут до начала оного по причине нежелания ребенка идти. "Мама, я хочу" было у них законом. Дочь выбирала место и время прогулок. Мама работала дома, поэтому могла в любой момент срываться и вести дочь гулять, могла бросить дело на половине, чтоб поиграть, помастерить, почитать. Это не плохо. Это хорошо для ребенка. Но если маме надо уйти по делам и нет возможности взять дочь с собой, то к девочке приглашалась нянька - бабушки или прабабушка. Угадайте, кто решал, с кем проводить время? И да, выбранная жертва старшая родственница тоже подстраивала свои планы под это. Бывало, что доча внезапно передумывала в последний момент. Бывало и что одна бабушка возвращалась с полпути к себе домой и срочно вызывалась другая бабушка. Дочка имела право, будучи не в духе, откровенно грубить бабушке или маме. Про папу позже.

Составляя список продуктов на неделю, мама советуется с дочкой. Это так трогательно (не сарказм). А потом каждый день бегает эта мама в магазин, услышав за ужином "нууу нет, гречку я сегодня не хочу, вот бы лучше /то, чего в данный момент нет в холодильнике/", и готовит второй вариант ужина. В итоге дочь, устав ждать, пьет чай с печенькой.
Спит мама в детской комнате с дочей. Ну знаете, как бывает, укладывает, укладывает с девяти вечера, а к полуночи и сама там засыпает рядом с наконец уснувшей дочей.
Покупка игрушек была вообще песней. Девочка смотрит мультики на детском канале (без фанатизма, не целыми днями, тут все в норме), промеж мультиков рекламируют всяку чепуху вроде говорящих розовых лошадок и анорексичных кукол с выраженной гидроцефалией. Девочка говорит "мамочка любименькая хочу хочу хочу". Мамочка покупает. Если мамочка не может купить прямща, то на помощь приходят бабушки, дедушки, любящие внучку. Все довольны. Новая игрушка спустя два раза отправляется в дальний ящик, но это уже никому не интересно. Дитя хотело поиграть, дитя поиграло.

Это не были капризы, истерики, требования. Нет, девочка всегда вежливо и дружелюбно обращалась к маме с просьбами. Просто вот конкретно этот ребенок привык к такому положению дел и считал, что так будет всегда и везде. Это прекрасно, что она росла счастливой и имела все, что захотелось. Чудесно, что она всегда имела право выбирать и решать. И всех вроде устраивало даже то, что зачастую она решала за всю семью.

Но девочка растет, посещает детское дошкольное учреждение. И, признаемся, далеко не в каждой семье главой является ребенок. Начались конфликты. Потому что не все соглашались плясать под ее дудку. Девочка довольно эмоциональная, потому вполне бурно реагировала на такие отказы от плясок. Рыдала, визжала, могла и стукнуть. Когда подобное случалось на детской площадке во дворе, мама не могла не делать дочери замечание. Всегда она старалась разговаривать с дочерью вежливо, на равных, объясняла ей что к чему и из чего. Но вот слово нельзя было заменено у них на более демократичное и толерантное "не нужно бы". Представьте ситуацию. Очередной ребенок не пожелал строить замок из песка по указке нашей героини, за что та толкнула его и осыпала песком из ведерка. И тут же разрыдалась, побежала жаловаться маме, обидели же ее. Мама ей строгенько так говорит, что не хорошо кидаться песком, потому что он не очень чистый, может попасть в глазки и бла-бла. Дочь рыдает вдвое сильнее, и мамино сердце не выдерживает, мама начинает жалеть дитя.

А надо бы объяснить девочке, что никто ей, в общем-то, ничего не должен, что нужно мирно договариваться с друзьями и что (вот уж новости!) другие дети вполне себе могут и не захотеть делать то, что она предлагает, и это нормально.

Сейчас скажу ужасную вещь. Детям нужны границы. Им необходимо знать и слышать от родителей "надо" и "нельзя". Это упорядочивает их мир, делает его понятным и безопасным, что в свою очередь помогает ребенку расти спокойным и уравновешенным. И при этом детям - как и взрослым - необходима свобода выбора. Но, друзья, если это дошкольник, то пусть выбор будет между оранжевой футболкой и фиолетовой на сегодня, а не между шортами и коньками для прогулки. Я утрирую, но смысл, надеюсь, понятен. А еще здоровому ребенку необходим режим дня и правильное питание. Но это уж совсем азбучные истины.

Любите своих деток. Благодарю за внимание))

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас мамок, которые из своих чадушек с первых дней "личностей", а по факту -домашних тиранов растят, полно. Видимо, один из способов поднятия самооценки мамаш, другого объяснения не нахожу. Прогулка в 21-00 во дворе с уговорами "доченька, дорогая, прости, милая мамочку, ну не плачь, завтра же тебе в садик", и это-двухлетнему ребёнку. Мама с папой уговаривали минут двадцать. А с утра, надо полагать, просят прощения за свои следующие прегрешения. Есть родительские обязанности и ответственность. И до поры - до времени только  родитель решает, что, где и как, в тех областях, что связаны со здоровьем и здоровой же психикой малыша. Однако, в моде вседозволенность.

раскрыть ветку (7)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Одно дело обращаться как с личностью, другое умение ставить границы. Я с детьми в своей группе обращаюсь как со взрослыми, они знают правила поведения на улице и в группе, распорядок дня, при этом я всегда объясняю если накащываю, за что я это сделала. Мы с ними спокойно общаемся, я принимаю их предложения по играм или чтению( например сейчас очень неожиданно у всей группы увлечение анатомией, нашла им материал, рассказваю, показывают), но если этот вариант не подходит, объясняют почему нет. И они спокойны и уверены. Хотя по сути все это звучит довольно строго. В соседней группе воспитательница из разряда я люблю детей и надо давать им развиваться свободно и легко. Никаких правил нет, но если ребёнок их нарушает, лезет куда-то, бьёт других, она его наказывает. Дети нервные очень,бесконтрольно неуправляемые.
раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Вот вы все правильно говорите. Поддерживаю и соглашаюсь. Если ребенку объяснять не просто правила, а причины появления этих правил, то детям будет проще жить. В коллективе ли, в семье ли. А если выпускать "в поля" молча и с улыбкой, а потом ругать с ничего (с точки зрения ребенка), то нежелательное поведение продолжится и будет повторяться просто потому, что ребенок не понимает, чего от него хотят.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Да не поддерживаете... Как по мне в вашем посте посыл к тому "каждый ребенок это личность и индивидуальность"+"ребенок это полноценный человек и гражданин". В комменте @lecia лично я вижу (вернее воспринимаю прочитанные слова) более правильный и профессиональный подход как воспитателя:

- Нет личности, есть группа для которой описаны правила (и это при условии что вы работаете с детьми... даже не представляю насколько сложно относится к каждому воспитаннику одинаково)

- Ребенок является ребенком, потому для него еще раз будут оговорены правила и обоснованы эти правила, если он их нарушает.

- Детей подготавливают быть взрослыми... здесь наверное непонятно для вас будет, но подготавливать детей за счет обсуждений и выбора интересных для них занятий и равенство ребенок=взрослый как по мне совершенно разные вещи.

@lecia если я не правильно понял ваши слова... прошу поправить.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий
То, что ребенок в детском саду является частью коллектива, вовсе не отменяет его индивидуальной ценности и права быть собой. Именно в группе дети учатся считаться с интересами других людей, общаться, выходить из конфликтных ситуаций, учитывать и действовать в соответствии с индтвидуальными особенностями окружающих людей, играть и работать не просто рядом, а вместе.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Немного не понимаю что значит быть быть собой, быть личностью для допустим 6летнего ребенка... Я не являюсь воспитателем, моя сфера деятельности совсем другая. Но считаю, в 6-7 лет далее до 13-15 ребенок не личность, а формирующаяся личность. Формируется личность за счет авторитетов воспитателей, преподавателей и родителей... далее личностность продолжает формироваться лет до 18-20, но уже бывшие авторитеты уходят на задний план, потом будет шлифовка жизнью за н-лет и наконец то получится взрослый человек, получится личность.

Здесь понимаете я то с одной стороны за ваши слова... но только если лично объяснять будут родители. У меня своих детей нет, но есть племянник в силу жизненных обстоятельств проводил уже не один его год... и да я беседовал с ним на "равных" на сколько это возможно, все таки для детей взрослый человек это уже авторитет. Но при этом крайне различал его действия дома и его действия в школе (коллективе)... Грубо говоря объяснял что есть личная жизнь, а есть общественная и если в личной жизни можем что то обговорить, то в общественной будь добр выполнять правила прописанные в данной организации.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Да мы в общем-то с автором об одном, но разными словами) почему в группе не может учитываться личность? Ещё как может) правила проговариваться должны в любом случае, вот пришли вы на новую работу, а вам никто не скажет о правилах компании и что вам делать, тяжело же будет не ошибиться. А если вы пришли и вам все рассказали, тогда гораздо проще. На счёт ребёнок не= взрослый, это ясно, что не взрослый, но это растущий человек и он должен учится, в том числе и принимать решения, автор об этом) очень много детей, не умеют решать, так как за них все решают родители, воспитатели и т.д. я же пытаюсь привить им самостоятельность и осознаность своих действий и своего выбора. Например у нас есть одна асфальтированная площадка, там ещё старый асфальт с камнями, если ребёнок падает, то сразу ноги в кровь. Просим родителей давать шорты ниже колен, потому что детей жалко. Иногда бывает, что дети не хотят переодеваться в то, что им дали для прогулки. Например привели в красивом платье, говорю, испачкаешься, на горке не покататься нормально, попа прилипать будет, а ещё если упадешь, то коленки обдерешь, согласна? Согласна, идёт, застревает на горке или разбивает коленки. В следующий раз она уже переоденется. Сама приняла решение, сама понесла последствия, отношение как ко взрослому, потому что важно этому научить. Если просто потакать всем капризам, то это совсем не из той оперы, хотя решения вроде как ребёнок тоже сам принимает, но последствий не несёт и не чувствует на себе
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

У воспитателей детских садов задачи намного сложнее, чем у каждой отдельной родительской пары: сведи-ка все характеры вместе, создай из них коллектив(смешно, но детсадовская группа-первый коллектив у большинства из нас). К воспитанию чужих детей особый дар нужен. С воспитателями не всем везёт, но вот нам повезло. Тётки просто замечательные были: с юмором, изобретательные, ответственные и очень профессиональные.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку