Развитие школ, что поменялось в школах XXI века, достаточно ли оборудования для детей?

Развитие школ, что поменялось в школах XXI века, достаточно ли оборудования для детей? Образование, Школа, Учитель, Знания, Длиннопост

Школа – это общественный институт, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Казалось бы, закончив школьное обучение, можно забыть о ней, но она вернется в жизнь почти каждого человека с появлением детей и продолжит быть частью жизни с приходом внуков. При этом взрослых ждет немало неожиданностей, ведь последние 10-20 лет школа постоянно трансформировалась, и не всегда эти трансформации понятны предыдущим поколениям.


Какая она – школа XXI столетия?


Для многих родителей сюрпризом стало появление в школьной программе новых предметов. В современной школе вместо привычного всем природоведения изучают «окружающий мир», а астрономия стала обязательной частью учебных планов. Во многих школах изучают шахматы, основы финансовой грамотности и другие предметы, о которых предыдущие поколения учеников даже не подозревали.


Казалось бы, в этом есть масса плюсов: современный мир требует от современных детей новых знаний, а расширение естественнонаучного знания помогает ребенку быстрее развиваться и становиться более эрудированным. Однако многие отмечают, что перенасыщенность школьной программы дисциплинами приводит к тому, что дети отстают в освоении базовых предметов, получают слабую подготовку по дисциплинам, необходимым для дальнейшего продолжения обучения в вузах и колледжах.


Кроме того, поражает и разнообразие самих школьных программ: если раньше во всех школах страны можно было встретить одни и те же учебники, сегодня для каждой ступени среднего образования существует несколько одобренных Министерством просвещения программ.


Это явление тоже имеет свои положительные и отрицательные стороны. Разнообразие программ позволяет школам выбирать именно те, которые отвечают направленности школы, квалификации педагогов, региональной специфике. Однако при этом родители часто сталкиваются с проблемами освоения программ при переводе ребенка из школы в школу и даже из одного класса в другой, т.к. последовательность изучения и состав предметов часто кардинально отличаются.


Еще один важнейший аспект развития школьного образования – его цифровизация. Уже несколько лет в России действует проект «Цифровая школа», в рамках которого предусмотрено оснащение техникой и доступом в сеть «Интернет» абсолютно всех школ нашей страны. Пока проект еще далек от завершения, и не во всех школах достаточно оборудования для реализации задач цифровизации, которые ставит Министерство просвещения. Кроме того, перевод обучения в дистанционный формат вследствие пандемии показал, насколько далеки наши школы от реальной цифровизации: повсеместно наблюдались проблемы с выходом в интернет, навыки педагогов зачастую не позволяли организовать эффективное обучение, качество освоения предметов сильно страдало, образовательный процесс был фактически переложен на родителей учеников.


Пандемия стала своеобразным «стресс-тестом» для «цифровой школы», создание которой стало флагманской задачей последнего десятилетия. Все мы знаем, что современные дети не мыслят своей жизни без компьютеров и гаджетов, однако используют их в большей степени для развлечения. Применение цифровой техники для учебы зачастую вызывает проблемы даже у самых «продвинутых» учеников, что еще раз говорит о необходимости соблюдения баланса между применением цифровых и традиционных технологий в обучении.


Новый мир – новые стандарты


Исторически сложилось, что в России образовательные стандарты меняются примерно раз в 10 лет. Сейчас курс взят на индивидуализацию образовательных траекторий, развитие цифровых технологий обучения, расширение спектра дополнительных занятий.


Серьезная роль в новых стандартах отводится так называемым метапредметным компетенциям, которые в переводе на язык обычного человека означают навыки и умения, не связанные с конкретной дисциплиной, но позволяющие ребенку быстро ориентироваться в современном мире, эффективно взаимодействовать с окружающими, искать и интерпретировать нужную информацию. В качестве приоритета отмечается и духовное развитие школьника.


Практика показывает, что амбициозные цели, стоящие перед современной школой, далеко не всегда подкреплены финансовыми вливаниями, необходимыми для эффективного решения задач. Нехватка оборудования, острая потребность в повышении квалификации педагогов, проблемы с внедрением современных образовательных технологий – все это пока не позволяет говорить о том, что современная школа в полной мере отвечает требованиям нового века.


Источник: https://решает-илюха.рф