Размышления об онлайн-курсах цифровых профессий

В последнее время любой уважающий себя блогер размещает у себя рекламу онлайн курсов, где можно выучиться на айтишника или в смежной сфере (digital-manager, data-scientist). Например, из видеоблогеров могу назвать даже таких далёких от IT-темы, как Стас Асафьев (автомобили)  и Лина Дианова (психология). К блогерам претензий нет - они честно отрабатывают рекламные деньги. А вот вся ситуация в целом наводит на какие-то неожиданные мысли.

Начнём с того, почему вдруг стало модно и якобы перспективно учить людей "цифровым" профессиям. Неужели в России недостаточно айтишников и "цифровиков"? Нет, ни в одном исследовании не говорится об их дефиците в нашей стране. С другой стороны, у нас сейчас рыночная экономика. Если кто-то взялся их учить, значит это однозначно кому-то нужно. Кому? Тут ответ прост - в первую очередь учебным центрам. Они и получают деньги от желающих и страждущих. Откуда взялся этот непонятный тренд? Ведь никто сейчас не рекламирует курсы, на которых можно стать, к примеру, врачом или преподавателем, хоть эти профессии принято считать "социально значимыми"? Ответ тоже прост. Посмотрите рекламу любого учебного курса - на что там делается упор? В основном, вбивается в голову следующее: поднапрягись (а иногда говорят, что даже этого не требуется), пройди курсы, и по их окончании будешь получать от 150 тыс. руб. и выше. Действительно, сейчас в обществе сложился стереотип об айтишниках и "цифровиках": они живут на Бали/Таиланде, лопатой гребут деньги за свою ненапряжную работу, живут в шоколаде, везде нарасхват, их будущее обеспечено и вообще они защищены от любых жизненных передряг. Что тут говорить, уже появляются сайты, где девушки ищут себе мужчин именно из IT-сферы. Вероятно, некоторые девушки тоже считают, что если твой парень (любовник, муж, спонсор - нужное подчеркнуть, отсутствующее вписать) айтишник или "цифровик", то жизнь удалась: можно самой не работать, а просто сидеть на шее и подкатывать с очередными хотелками. Но стереотипы - вещь обманчивая. Иногда СМИ робко пытаются показать, что тут не всё до конца верно.

Однако учебные центры не интересуют истина, ваша будущая зарплата, удастся ли вам потом найти работу. Их интересует возможности расширения бизнеса и получения дополнительных прибылей. Если можно получить немного (не будем уточнять) лишних денег за обучение - к вашим услугам будут и многочисленные онлайн-программы на любой вкус, и круглосуточный наставник, которому можно задавать все вопросы, если что непонятно, и много других самых разнообразных ништяков. Дело уже поставлено на конвейер.

Немногие пишут о том, что учиться программированию, системному администрированию или обработке данных может быть нелегко. Также пока нет отзывов тех, кто эти курсы закончил и разочаровался. Однако даже если разочарованных нет, то какие могут быть последствия у столь массовой штамповки таких специалистов всех оттенков и мастей?

Рыночную экономику никто не отменял, и рынок труда вроде как подчиняется тем же механизмам спроса и предложения, что и любой другой рынок (муки, мяса, пластиковых окон и т.д.). Представьте себе, что в некоей весьма пластилиновой местности было всего 100 специалистов в определённой области. Они получали хорошую зарплату, так как их было мало и не каждый хотел/мог работать в IT/digital. Но вдруг произошло чудо: появились онлайн-курсы, и многие освоили новую для себя программирование, системное администрирование и цифровые профессии. Специалистов резко стало 1000 человек. Тут работодатели посмотрели на это и подскочили на стуле: "Вот лафа! Раньше их было мало, каждый требовал себе зарплату в 150 рублей, а тут их стало много. У меня Ычары разместили вакансию с зарплатой 120 рублей, и на неё получили много откликов. Нафиг я буду платить 150 рублей, когда могу обойтись за 120?" Это, конечно, утрированный пример, но моя мысль должна быть понятна. Когда количество желающих работать в этой сфере превысит некий предел, жизненно необходимый рынку, это приведёт только к общему снижению зарплат. Однако о такой долгоиграющей перспективе сейчас вряд ли кто задумывается.

Вот и получается, что данный тренд может иметь всего два объяснения:

1. (наиболее очевидное) Учебные центры делают деньги на стереотипах, что все специалисты "цифровых" профессий живут в шоколаде.

2. (для конспирологов) Работодатели устали платить айтишникам и "цифровикам" высокую зарплату и решили бороться с этим рыночными методами.

Нет, я не призываю закрыть все онлайн-курсы или устроить им бойкот. Если кто-то по окончании этих курсов нашёл высокооплачиваемую работу и счастлив, то я очень за него рад. Однако вся эта шумиха насчёт этих digital-курсов наводит на не совсем радужные мысли. Наверное, при выборе профессии надо учитывать не только уровень зарплаты, но и то, лежит ли у тебя к этому душа. Как-то так.