Размышления над пропагандистской картинкой (многие буквы ожидают читающего).

Сейчас создаётся много всякого пропагандистского материала разного качества в отношении украинских событий. Суду достопочтенной публики предлагается ряд размышлений над одной картинкой, увиденной мною недавно в этом посте: «А перед кем ты встанешь на колени?». Размышления проводились с опорой на «Мифологии» Ролана Барта.

На фото, где генерал даёт послу некоторый предмет (это сабля, если что) изображено чествование 225 летия победы в Лиманской битве. Фото, к слову, было сделано в Херсоне 17 июня 2013 года, когда никаких ополченцев и в помине не было. И во время Лиманской битвы отличился некто Джон Пол Джонс, основатель ВМФ США, казак, контр-адмирал Российского императорского флота. Его эскадра хорошенько прикрыла казацкие войска в бою против турков. За что, собственно и чествуют официального представителя США на годовщине упомянутой битвы.

Относительно фото с ополченцем мне ничего не известно.

Если говорит о картинке, представленной в посте, в целом, то вот что получается.
1. Перед нами две фотографии. За каждой из этих фотографий какая-то своя история. Люди, которые изображены на них (и даже тот парень в шароварах на первом фото) имеют свою биографию до момента снимка, свой характер, некоторый опыт за плечами, они как-то к чему-то относятся. Герои снимка могли оказаться на колене по самым разным причинам, которых на фотографии не видно. В общем-то, изображённого на каждой конкретной фотографии недостаточно, для того, чтобы однозначно понять, что на ней происходит. Есть некоторая неопределённость.

2. Которая неопределённость намеренно снимается автором картинки определённым образом. Фотографии сознательно размещаются рядом и там же сознательно помещается текст. Таким образом, у знаков, то есть фотографии, отсекаются "лишние" для автора значения, которые могут возникнуть из-за неопределённости изображений. Фотографии, надо сказать, хорошо стыкуются друг сдругом. У них есть что-то общее — центральные персонажи встают на колено. И есть противопоставление: один встаёт на колено перед человеком, а другой перед — иконой. Американский посол таким образом противопоставляется, конечно, не самому изображению Божией Матери, а тому, что стоит за этим изображением. Богу, христианской культуре, добру, небесам.

3. На всякий случай повторюсь, что автор намеренно отсекает ненужные ему значения фотографий, ставя их рядом друг с другом. Автор равнодушен и к биографиям изображённых людей и к тому, что же именно происходит на фотографиях. Пропаганде надо донести мысль. Но сделать это надо так, чтобы казалось, что мысль эта очевидна, напрашивается сама собой, а не сообщается кем-то. Ответ на задаваемый вопрос, "перед кем встанешь на колени ты", поэтому, не важен. Важен ответ на не заданный вопрос: какое из изображений, в контексте созданной символики, более приятно — с генералом или ополченцем, с послом или иконой. Сообщение как бы обращено к воспринимающему с вопросом и одновременно как бы ни к чему не принуждает.

4. Наконец, сам заданный автором картинки вопрос можно считать вопросом-ловушкой, "ложным выбором". Мол, вот одна сторона, вот другая сторона. Обязательно надо выбрать одну. Далеко не факт, что генерал не встанет на колено перед иконой, а ополченец — перед каким-нибудь человеком.

Главное же, на мой скромный взгляд, то, что упускается тот факт, что вопрос не в том, перед кем вставать на колено, а в том, как бы всем и каждому с этого треклятого колена встать, забыть как страшный сон всякие стороны и начать жить.

Но авторов таких картинок это, видимо, не волнует.