Разбор «6 правил» Лабковского с точки зрения теории Транзактного анализа

Недавно друг спросил меня, что можно почитать из психологических книжек не заумного, а прикладного, для применения в быту, так сказать. Когда я ответил про «6 правил» отечественного психолога Михаила Лабковского, друже аж скривился. Говорит, попса и ширпотреб его книги, психологическая жвачка ни о чём. В целом согласившись, что для лучшей продаваемости в тексте идёт мощная накачка мотивацией, которая имеет свойство через некоторое время сдуваться, не могу не отметить, что внешне простые «правила» имеют психологическое основание. В короткой серии постов я опишу свой взгляд на это самое основание с точки зрения теории Транзактного анализа.

Заинтересовавшимся рекомендую вначале прочитать небольшой текст про эго-состояния, а особо заинтересовавшимся – ещё глубже про эго-состояния, поскольку я буду употреблять эти термины.

Итак, «правило» номер 1 гласит: «Делай только то, что нравится».

Предвижу комментарии в стиле «то есть, если я захочу всем вокруг плевать в морду, я не должен ничем себя ограничивать?». Нет. Я буду разбирать «правила» именно в тех смыслах, какой в них вкладывает сам Лабковский. Он говорит, что они применимы к нормальным людям с нормальными желаниями и моральными ограничениями, к людям без психических отклонений.

Какое психологическое основание содержится в правиле «Делай только то, что нравится»? Применяя его, мы укрепляем наше эго-состояние Дитя. Это та часть нашей психики, где содержится наибольшее количество созидательной энергии. Дитя – это про интерес и вкус жизни, про исследования и достижения, про неудачи и успехи. В общем, про всё то, что наполняет жизнь красками.

Взрослея, мы учимся ограничивать Дитя запретами Контролирующего Родителя. Так незаметно в нашей жизни появляется намного больше «надо», чем «хочу», а само существование начинает напоминать бесконечную череду обязательств. Регулярно подавляя «хочу», мы накапливаем большое количество нерастраченной энергии, от этого испытываем беспокойство, становимся тревожнее и злее.

Естественно, человек ищет выход из рутины, часто простыми и деструктивными способами. Например, через вредные привычки, которые представляют собой бунт нашего Дитя, чьи потребности подавляются (вроде того, как регулярное употребление алкоголя оправдывается необходимостью расслабиться после работы). Выход энергии может выражаться более "экологично" - в форме хобби. Общее здесь одно – внутренний Дитя ищет выход для своей энергии, и применяет когда-то усвоенные детские стратегии, не всегда адекватные положению взрослого человека. Транзактный анализ говорит нам о том, что энергии внутри человека – ограниченное статичное количество. Таким образом, укрепляя одно эго-состояние, мы автоматически ослабляем другое. Чем меньше в нашей жизни подавляющего Контролирующего Родителя, тем больше энергии остаётся для Свободного Дитя. Естественно, не нужно скатываться во вседозволенность или полное отсутствие контроля внутреннего Родителя. Но всё же, как пел Цой, «если верить глазам и ушам», чуть больше внутренней свободы и доброты никому не помешает.