Рацион Древней Руси
А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.
Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.
Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.
Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.
Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель.В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.
В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.
Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. То, что мы употребляем сейчас - не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили,жарили и делали из них начинку для пирогов. Так же издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несклько позже - морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам паслёновые: картофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.
Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы.
Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.
На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.
В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно "Повести временных лет" основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. "Питие", - говорил он, - "это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия".
Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.
Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.
А каково Ваше мнение?
Автор ЖЖ: MIHAILOPOTAPICH
а почки заячьи на чём вертели?
на шпажках деревянных
"имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек"
теперь понятно, почему "молочные реки, кисельные берега" в сказках!
откуда еврею знать, что для русов радость?
русы ему сказали
А откуда взята инфа на ограничения по употребления дикого мяса в христианстве?
а енто он попутал запрет на употребление телятины на Руси и запрет на потребление дичи.
Тогда такой же вопрос будет и про телятину!
запрета на употребление говядины не было. Зато телятину не употребляли:
"Редко и неохотно едят все восточные славяне телятину; разумеется, образованные слои населения составляют исключение. Вероятно, старый обычай не есть телятину вызван хозяйственными соображениями. Теленка следует откармливать, пока он не станет побольше." Зеленин Д.К."Восточнославянская этнография" (с.145 в издании 1991)
Хотя Зеленин называет причинами этого запрета вполне себе хозяйственные мотивы, вполне вероятно, что ранее запрет носил религиозный характер и был присущ именно православию. В частности, об употреблении телятины Лжедмитрием I:
"Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедимитрий не думал следовать Русским: желал во всем уподобляться Ляху, в одежде и в прическе, в походке и в телодвижениях; ел телятину, которая считалась у нас заповедным, грешным яством;"
(Н.М Карамзин «История государства Российского» т.11 гл.4)
"Однажды, за столом Царским, Князь Василий Шуйский, видя блюдо телятины, в первый раз сказал Лжедимитрию, что не должно подчивать Россиян яствами, для них гнусными;" (там же)
Еще о Лждемитрии и телятине:
"И вскоре после женитвы своея в той же час воздвиже бурю и гонение на христианы, и опроверже христианскую веру, и начат суботствовати римски, яко же обещася папе о том в среду и в пяток телчия мяса и прочая нечистоты ясти." "Русское историческое повествование XVI-XVII веков" С. 65, 67
Хотелось бы привести еще пару цитат из "независимых" источников - от иностранцев, проживавших в то время в России:,
"В субботу 10 мая, на третий день свадьбы, царь приказал приготовить в кухне все по-польски и среди других кушаний — вареную и жареную телятину. Когда русские повара увидели это и рассказали всем, в царе стали сильно сомневаться, и русские стали говорить, что он, верно, поляк, а не московит, ибо телятина считается у них нечистой и ее не едят. Они это молча стерпели, выжидая удобного случая." К. Буссов. Московская хроника
"11 мая великий князь велел готовить в поварнях все кушанья на польский лад, жарить и варить телятину; у русских поваров было омерзение к ней, и они разнесли об этом молву между дворянами, гражданами и простым народом. Русские очень презирали за это великого князя, злословили его и говорили между собою: “Да, он и вправду жестокий еретик!” — однако ж вели себя смирно и выжидали случая." Петр Петрей, "История О Великом Княжестве Московском"
Не знаю как вам, но мне эти цитаты кажутся (как сейчас говорят) "схожими до степени смешения". Кто там у кого украл я не скажу, возможно оба автора черпали из одного источника.
Чем употребление телятины закончилось для Лжедмитрия I общеизвестно. А вот чем грозило употребление телятины простым "россиянам"? Если обратиться к Петрею, то прочесть можно следующее:
"Когда великий князь строил с башнями и раскатами город Орел, лежавший на литовской границе, он до того изморил голодом рабочих и крестьян, что они принуждены были убить самого жирного между ними и так спаслись от голода. Другие же, которые не могли есть человечьего мяса, принуждены были с голода заколоть теленка. Узнав о том, великий князь велел евших телятину сжечь живьем и пепел бросить в реку, а евшие человечье мясо были прощены и избавлены от наказания. Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо."
Петр Петрей, "История О Великом Княжестве Московском"
Вторит ему и Яков Рейтенфельс:
"Телятины все упорно сыздавна, не знаю по какой причине, избегают до того, что царь Иван Васильевич приказал бросить в огонь рабочих, строивших крепость в Вологде, за то, что они, вынужденные голодом, купили и зарезали теленка."
Яков Рейтенфельс, "Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии", Книга третья, Глава 16
У Скрынникова, в двухтомнике "Великий государь Иоанн Васильевич Грозный" есть следующие строки:
"В синодике записей за 1569 г. имеются следующие пометы: «На Вологде отделано: князя Петра Кропоткин... Василия повар, Федора помясы, Неупокоя, Данило, Михаила плотники». Избиение плотников было вызвано тем, что царь был недоволен ходом строительства крепости в Вологде. Повод для расправы был выбран самый благочестивый. Крестьяне, присланные в Вологду для строительства крепости, голодали. Однажды им удалось раздобыть телятину, употребление которой в пищу строжайше запрещалось церковными правилами. Грозный, узнав о таком «великом грехе», велел сжечь провинившихся живьем."
Скрынников Р. Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный: в 2 т. — Смоленск: Русич. — Т. 2. с. 56
1. Эпоха Лжедмитрия - это уже вполне Средние Века, а не Древняя Русь
2. Все ограничения, вводимые Церковью, обычно таки были формализованы и содержали конкретные пункты или строго прописанные нормы, на которые могли сослаться те же служители.
3. Могу согласиться с тем, что телятина могла не употребляться по чисто экономическим соображениям. Но, опять таки, в то время в принципе должно было быть достаточно всякого другого мяса, да и диких животных должно было вполне хватать в лесах. Однако, вполне могли не позволять охотиться в лесах из-за их принадлежности знати.
Лжедмитрий - это никакие не средние века, караул, семнадцатый век!
Ну можно отнести к позднему Средневековью или раннему Новому времени
Нельзя, конец позднего средневековья - пятнадцатый век. Максимум шестнадцтый, хотя за такое уже палками бьют. После ВГО никакого средневековья быть не может, это время открытия новых земель, колонизации америки и прекрасных парусников.
Тогда предлагаю вам подредактировать эту статью
https://ru.wikipedia.org/wiki/Средние_века#Периодизация
При всем уважении, где вы здесь увидели что-то про семнадцатый век? А то, что некоторые ученые предлагают другую периодизацию, так это не общепринятая концепция.
Ок, соглашусь с вашим мнением, в моем личном понимании это было ооочень позднее Средневековье для той территории, что то охватывала теперешнюю Россию, Белорусь и Украину
Под ролтон самое то читать
Я ХОЧУ ЖРАТЬ!!!!!:)
До первой звезды нельзя.
- А что это граф Суворов ничего не ест?
- Так ведь пост, до первой звезды нельзя.
- Снять с графского поста Суворова Александр Василича.
нехуй выёбываться.
- Дайте звезды Суворову!
Что такое "Ролтон",я от неожиданности тетеревом подавился.
Возможно просто не умели делать. Это как со спиртом - ингредиенты были, уровня развития хватало, а вот как делать не знали
Очень странное сочинение. По воспоминаниям иностранцев говядину на Руси стали есть только с петровских времен, а до этого это считалось грехом. Пр.о супы тоже что-то странное: в Домострое описывается такое количество супов, что маловероятно, что они только в то время появились. Короче, очень спорный материал
Вы, простите, ебанулись? Автор картинок откуда понабрал? Хохлому, которая в к.18 века появилась или вот картинка. Это азиатская еда - палочки, миска бульона и к ней прикуска
Ну так скифы мы, да азиаты мы
с раскосыми и жадными очами
ну скажи это соседу, которого шмель в лицо укусил
P.S. а вообще эта вещь Блока заслуживает полного прочтения
это смотря в какой стране)
Ды там и по тексту густо бредятинки.
Без вопроса о мнении читателя в конце текст ну никак не получится, однозначно.
Вот тоже всегда коробит этот дешёвый приём. Такое ощущение, что если нет у автора идей, как написать концовку, то он пишет вот такую херню. А вы как думаете?
Древняя Русь - это какой период и какой географический регион?
Потому что на самом деле нет никакой такой единой русской кухни.
Поморская или новгородская радикально отличаются от кубанской или бессарабской.
Так что можно говорить исключительно о кулинарии региона.
Поморы, Кубанцы и Бессарбы уж точно не Древняя Русь!
посмотрите карту древнерусского государства разных периодов
вы удивитесь
Текст написан о Киевской Руси IX века.
Смотрела на Универсариуме курс по истории русской кухни. Запомнилось, что еще на первой лекции сказали, что если бы любители всюду требовать "исконно русскую" еду, попробовав ее, вряд ли бы остались довольны. Потому что еда та была на вкус, чаще всего, кислой и отдавала прогорклым маслом, так как холодильников не было. Почти все блюда, которые сейчас считаются вкусными, появились в 18-19 веке не без участия иностранных поваров и технологий. Впрочем, в этом нет ничего страшного. Обмениваться кулинарными традициями вполне нормально.
И зимы не было. И погреба не рыли.
Продолжу, с вашего разрешения - и ле'дников не было, коии сохранились до 70х годов 20 века!
Суп из крапивы и щавеля - довольно вкусная вещь.
Ага!!! Половинкой яйца! (Я вот не знаю, на комментарий под каким из постов сечас отвечаю. Про щи или про лошадиные органы... хоть бы про щи. Пожалуйста, скажите, что мы говорим про щи и куриные яйца))))
А у меня замороженная зелень есть) Щи в любой момент можно)))
Плюсую про крапиву, тоже интересно. Пока замораживаю только щавель
О, а вы крапиву тоже замораживаете? И как она после заморозки? Просто ее я не пробовала заготавливать никогда. Поделитесь секретом?
Вместе с щавелем промыли, нарезали в зеленую биомассу, распихали по пакетам для заморозки (или из-под молока) и кинули в морозилку. А потом достал этот брусочек, отколол нужный объём и кинул вариться.
Чтобы не очень обжигаться, можно крапиву ошпарить. Но вообще пара часов в холодной воде делает её ленивой до ожогов.
После заморозки, как по мне, принципиальной разницы во вкусе нет.
Другое дело, что по весне срываешь молоденькие листики и в щах они такие... сладенькие, что ли. А морозишь уже обычную (не старую, но уже не молоденькую) траву. И она даёт кислинку и горчинку. Но до щей на кислой капусте там как до луны пешком. Всё равно не такое уж кислое. Нейтральный травяной вкус.
Тут ещё вот в чём дело... я слышала, что некоторые люди в зеленые щи делают сначала зажарку, как на борщ. То есть что-то там мурыжат на сковородке, мучают эту траву, а потом варят. Мы так не делаем. Кинули и хай варится. Нечего ей страдать. Получается прозрачный золотистый супчик с ярко зеленью. И яйцо, да.
Пожалуйста)
!!!
и сметанкой!
Тоже кислая была!
как попки у муравьёв...
А ты терпелив. Попки муравьев.
Тут семечки чистить - изматеришься. А тут попки. Муравьев. :)
Попки можно не чистить, если не брезглив. Ешь со шкурой
80-е годы - у бабушки ледник, это погреб, куда в конце весны набрасывали снега, хранили мясо, рыбу, пельмени готовые. Готовили и овсяный кисель - очень густой, хоть ножиком режь. Ну и медовуха - бражка такая, пила в 2000-х, а потом уже никто не готовил. Грибы квашеные в дубовой бочке - аж сльозы на очах...
У нас в 70х на маслозаводе масло хранили,и на древних поселениях ледники тоже находил,лично!
Добей ее еще тем, что в каком-нибудь Якутске (русский город с 17 века) не то что холодильник, а вечный морозильник под землей). В отличии от теплой Европы.
И, кстати, как связана кухня Якутии с русской вообще? Там не готовили кислого хлеба и масла из ягеля не добывали. Прежде чем бахвалиться смекалкой, неплохо бы притормозить и подумать.
И кроме кислых щей рацион был очень разнообразен - от овощей, борща до дичи и осетрины.
Хуй знает, вы как будто не читали. Назовите пожалуйста состав борща, а потом хотябы века, в которые эти ингредиенты появились у нас. Потом подумайте и не говорите больше такого.
И про холодильник. А сколько у вас в холодильнике свежее молоко стоит? Не порошковое, а натуральное? А каша? А борщ?
.
Каша и борщ и раньше стояли- и сейчас стоят не портясь ровно столько времени - чтобы их целиком съела семья. Здесь вопрос не хранения- а количества готовой пищи. Натюрлих, если наварить ведро борща на двух человек, пока они будут доедать до донышка - он прокиснет, если его не заморозить.
Что касается свежего молока - то в любой крестьянской семье основная часть надоя всегда шла в переработку. Из сливок сбивалось масло - которое вполне неплохо сохраняли в том же леднике. Для предотвращения порчи его еще и солили. Снятое молоко заквашивалось: простокваша, сметана, варенец, творог. И все это распрекрасно хранилось в погребе, в крайнем случае продукты опускали в колодец или родник.
Точно-точно, во время жаркого лета в колодец!!!
В 11-12 веке Якутск русским городом не был, а речь о тех временах.
Растительное масло получали летом. Погреба не помогали.
Ле'дники, вашу мавашу!
Чего как, подсолнечное масло в холодильнике храните?) Так остальным растительным тоже только темнота и нужна...)
...вертолет, миллион евро мелкими купюрами и воздушный коридор через границу...) Герметичная крышка...) Вы его внукам хотите оставить как семейную реликвию что ль?)
У меня нерафинированное в обычной банке урожая 2014 года стоит, вкус всё такой же ядреный, и боюсь, оно меня переживет, если я снова не полюблю винегреты...) В те времена, говорят, была та же физика и биология, так что про то как что хранить жалкий сезон без холодильников можете спросить у дачников в снт с электричеством подороже, они поделятся с вами тайными знаниями про мешки с песком и добычу мха с болота...) Кстати, по поводу привередливого сливочного - оно в соляном растворе хранится при вполне комнатной температуре, причем ведьма неплохо) Вкус имхо, у соленого даже лучше)
И про соленое маслице согласна. С картошечкой- ух!!
А, тогда простите)
так там и было написано не только кислое, но и прогорклое
Не знаю, я смотрела курс по истории русской кухни, о ней и говорю. Возможно, исконно итальянская или французская кухня 11-12 века тоже отдавала прогорклым маслом, что в этом такого?
Pease porridge hot, pease porridge cold,
Pease porridge in the pot, nine days old;
старинный английский стишок, в нем упоминается каша девятидневной давности, в бедных семьях кашу варили в горшке и кидали туда все подряд, на следующий день в остатки вчерашней снова закидывали новые продукты. так что думаю что везде все то же самое)
Да даже в 18-19 веке, это пиздец товарищи.
Чувак, погреб, есть такое слово погреб, и я искренне рекомендую поверить, что ящик со льдом в трехметровой яме простоит год без проблем...) Ты еще посмейся, что в те времена утюги были и планшеты)
В России да. А в какой-нибудь Италии или Испании ты где снег/лед возьмешь , если там зимой +15?
И девочка вообще имеет ввиду бытовые холодильники, которые появились в 30х гг 20в.
А кроме как в бытовых холодильниках нигде холода нет?) Тогда я желаю девочке дожить до внуков, которые будут на голубом глазу ей втирать, что в 20-м веке у людей не было письменности, у них же принтеров не было...)
В Италии, к слову, я даже знаю человека, предок которого торговал в Венеции льдом для всяких их креветок, возили с Альп огромные куски, продавали недорого... Не говоря уже о том, что в подземной пещере, например, температура почти всегда около нуля, так что ройте глубже, будет вам счастье хоть в Сахаре) А итальянцы как раз знали толк в погребах, вино-то точно не любит жары)
Не очень понял. Ты щас сравниваешь качество продуктов, а не вкус блюда. По моему мнению, когда говорят про какую-то исконную кухню, то имеют в виду рецепт. а не то, что делали это из порченного масла и протухшей капусты.
Эм, запеченный на углях осетр не понравился бы?) Овсянка с брусникой не понравилась бы? Господ бы не устроили щи из свежей крапивы, на говяжьей ноге? Медовуха без красителей идентичных натуральным бы не пошла?) Да что бы вы понимали в пшенке, жалкие горожане!) Вечно засыпите сахаром, а она же адски классный гарнир для того же запеченного гуся... Блин, хочу утиную грудку на углях, хочу лапши домашней из поджарого и боевитого петуха, хочу расстегайчиков, кулебяки, заливного из рыбки, хочу зеленых щей и уху из щучек и орехов в меду! И хочу посмотреть, как после этого вы скажете про то, что не понравится...)
Да, обычный рядовой крестьянин, батрачивший на своего хозяина, мог полакомиться осетром, угу. Вот прям как спину разгибал от сохи отползая - так хвать щи на говяжей ноге и ну лакать. Говядина ведь дешевая, чо беречь. Сегодня эту корову зарубили, завтра другую.
Корову все равно хоть кто-то в деревне в ноябре под нож пустит и понятное дело, угостит) а на бульон и старая покатит) Осетров тогда было прилично, почему если ты живет вдоль Волги, тебе не порыбачить? Но я согласен и на сома... Да я и на визигу с сомом согласен, я не гордый) На осетра меня навела картинка с пиром в посте, не только про крестьян из Нечерноземья же речь) Кстати, про батраченья на хозяина - крепостное право распространилось повсеместно в 16 веке, уже и Иван Грозный, уже и цивилизация...)
Плюсую за плёнку, очень вкусный и сытный продукт!
Какая развесистая лапша. Никто бы не выдержал пытку невкусной едой. Скорее всего именно сейчас разучились готовить блюда с использованием тогдашних ингредиентов.
Потому что мало кто выдержит пытку невкусной едой изо дня в день.
.Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы. А варенье с сиропом как делается?
калина и клюква парились с мёдом
Тоже зашел на счет варенья спросить)))
Без сахара
да и просто технология приготовления была другой
"Конину ели мало, в основном военные во время походов."
А вот тут прямо с размаху по лицу
Интересная и вкусная статья!
А передай-ка мне ендову с брашном, отрок!
Тоже возник такой вопрос. Может просто пропаривали ягоды? Или все с мёдом замешивали?
не было варенья )
С супами что-то не понятно. Вообще, очень тяжело представить, хоть какую-то культуру в которой не было бы супов совсем. Ибо что может быть проще?
Скрытая реклама Kingdom Come: Deliverance
4 слова и 2 ошибки ... Не только тогда , и прошедшее время - тоже лишнее по отношению к рабству. Было , есть и будет . Изменяется лишь форма и название .
то есть масло было а сыров не было? ну да, ну да .
по йух что его варят, да?
и да. иди грамоты читай.
А.В Арциховский видный ученый археолог историк (который в 1951г нашел первую берестяную грамоту на Неревском раскопе ) писал: «Молочные продукты часто упоминаются .Несомненно их большое пищевое значение и в рассматриваемую эпоху. В новгородской берестяной грамоте № 220 (XIII в.) упомянуты «два горшка масла»22. Наличие сыроварения можно доказать известиями документов о сырах, принимаемых по счету, следовательно, твердых. В середине XV в. княгиня Елена Васильевна Верейская предписывает своему вогнемскому (на Белом озере) посельскому: «...чтобы еси довал, на вся-кый год, к Пречистой в Кирилов манастырь, на Кирилову память да на Успленье Пречистой, по тридцать сыров да по два пуда масла»23. В упомянутом новгородском документе XV в. в корм черноборцев включены «два сыра»24. Позднее в новгородских писцовых книгах постоянно подсчитываются сыры, вносимые в счет «ободка.»
Количество упоминаний сыра в писцовых книгах на которые ссылается Арциховский настолько велико, что привести все в данном тексте не представляется возможным. Ниже приведены несколько примеров, которые дают ясное представление о том, что сыр был самой обычной пищей и входил в оброк:
«А доход емлют Матфеи да ИВАН с того своего поместья деньгами четыре рубли без четверти; а хлебного дохода емлют 78 чети ржи, а овса 156 чети, солоду ячного 38 чети, пшеницы 20 чети с полуосминою, хмелю 20 чети с полуосминою, гороху и конопель 10 чети с полуосминою, круп гречневых 10 чети с полуосминою, 26 пятков лну; А мелкого дохода емлют 26 боранов, 26 полоть мяса, 52 куров, 26 зайцев, 26 тетеревеи, 26 сыров, 26 овчин, 26 поярков, пол-3 пуда масла коровья и 4 гривенки, 9 пуд меду, 26 воз сена"5.» ;
«князь Дмитрий Ушатый, что сидел в с. Вруде на погосте (дворов 29, обеж 40), ≪нового доходу емлет денгами 2 рубля, 43 барана, 43 полти мяса, 43 бочки пива, 43 пятки лну, 43 возы сена, 43 сыры, 43 куров, а хлеба поспом 20 коробей ржы, 43 коробьи овса, 30 коробей ячменя, 5 коробей пшеницы≫;
«Помещик Сенька Рогоза Оболнянинов со своих 9 дв. в с. Летошицы, кроме денег (18 гр. и 6 ден.) брал: ≪11 баранов, 9 полоть мяса, четверо куров, 15 лопаток бараньих, 23 сыры, 5 пятков и 3 горсти лну, 11 овчин, а из хлеба с дву обеж четверть, а с 9 обеж хлеба поспом 21 коробья ржи, 30 коробей овса, 11 коробей ячменя, коробья пшеницы, 2 коробьии 3 четверти солоду, 1Уг коробьи хмелю, 3 четвертки семяни конопляного≫;
«Юрьев монастырь с крестьян Вруды (35 дв.) получал деньгами 6Уг гр., 6 полтей мяса, хлеба ≪послом≫, 27 кор.ржи, 31 Уг кор. овса, ≪осмеро хлебов≫, 2 ставца соли, 2 бочки пива, 4 сыра, 10 возов сена.»;
наши потомки будут думать что русская кухня это шаурма и гамбургеры
Наши потомки с остальным миром не будут что ли общаться? Никто не вякнет что-то вроде:
- вообще-то гамбургеры из Америки
- вообще-то шаурма из Турции
- вообще-то борщ из Украины
- вообще-то Беларусь, а не Белоруссия
Нет, не верю
эээ, некоторые источники говорят, что еще скифы ели куски мяса, хажав его сверху и снизу хлебом
Но если немного поглубже покопаться в исторических фактах, то можно найти там информацию о том, что еще в 1800 году во время своего путешествия по Азии один немецкий торговец обнаружил, что кочевники хранят мясо для большей мягкости под естественным прессом, которым являлись седла их лошадей. Мясо при движении всадников хорошо отбивалось, в результате становилось более нежным, съедобным и мягким. Как только торговец приехал к себе домой в Гамбург, он сразу же приказал своему повару точно таким же образом приготовить мясо. Блюдо, которое приготовил повар, настолько понравилось немецкому купцу и его гостям, что он создал рецепт его приготовления. Вот этот рецепт, в дальнейшем, и попал в руки Луи Лессинга.
А кто там первый под седло засунул - да фиг его знает=-)
вот и первый возникающий
ЧТД
Если они вообще будут и будут думать и будут думать о русской кухне.
А что, их нет?
мёд
А ничего, что данное понятие ввел историк в 18 веке?
Или автор тупо майдаун?🤣
А как же шашлык? А шаурма? Что даже лаваша не было? Не рассказывайте.
Макдональдсов везде понастроили, кстати, что-то у вас их не видать! (с) Гендальф, Гоблин, Братва и кольцо, холст, масло, 2 лука и перчик.