Ракеты "Першинг-2", программа "Время" и детская психика

Не знаю как у вас, а в нашем детском саду всех детей, которых не забрали вовремя, собирали в одной группе на первом этаже. Дети были из разных групп, и, соответственно, разного возраста, от 3-х до 7-ми лет. Мне нравилось там оставаться. Во-первых, потому, что такое случалось редко, обычно меня забирали вовремя. Во-вторых, ну когда ещё в детсаду пообщаешься с обитателями других групп? Обычно ведь мы не пересекались в нашей детсадовской жизни. В-третьих, эти вечерние посиделки были очень неформальными и неформатными, дежурная воспитательница просто приглядывала за нами, а развлекали мы себя сами, как могли.


Я был ребенком политически подкованным, и, как сейчас сказали бы, "прошаренным" в делах международной политики. А всё потому, что жили мы с родителями в двушке, и спал я на диване в "зале", где стоял телевизор. И, хотя после "Спокойной ночи, малыши" меня укладывали спать, программу "Время" я слушал (а иногда и смотрел украдкой) каждый вечер. Да и пораньше вечером тоже было много того, что я, занимаясь своими делами, слушал и смотрел (краем глаза, это ведь не интересно, это ведь не мультики): "Сегодня в мире", "Международная панорама", "Политическое обозрение" и ещё что-то...


"Это пусковая установка ракет Першинг-2, и она нацелена на Москву", вещал диктор программы "Время".

"Сотни таких ракет нацелены на все крупные города СССР, и империалистические американские ястребы не остановятся ни перед чем, они готовы стереть в атомную пыль миллионы мирных жителей Советского Союза..." "Время полёта этих ракет - 8 минут..." "в милитаристском угаре..."

И так далее и том подобное...


В тот вечер, то ли осенний, то ли зимний, мрачный, тёмный и холодный, я остался на "вечёрке".

Настроение было препоганое. Настолько, насколько оно может быть "препоганым" у четырёхлетнего ребёнка. Не помню, с чего началось, но я начал проводить политинформацию "по мотивам услышанного накануне". Память у меня тогда была зашибенная, я на тот момент наизусть рассказывал "Муху-Цокотуху", "Мойдодыра", "Федорино горе" и прочий психолдел от дядюшки Корнея. И меня понесло. Не хуже, чем Остапа. Я вывалил на головы моих слушателей всё, что регулярно слышал перед сном в программе "Время". И про милитаристский угар, и про ястребов Вашингтона, и про атомный пожар, и, главное, про "время подлёта - 8 минут".


Можете себе представить реакцию детей, которым только что в красках рассказали, что есть на свете злые дядьки, готовые каждую секунду нажать на кнопку, и через 8 минут "МЫ ВСЕ УМРЁЁЁМ!!!" Нет, я не наслаждался всеобщим страданием, всеми этим всхлипами, рёвом, соплями и подвываниями. Я к ним присоединился и возглавил. Я ведь был не маньяком каким-нибудь малолетним. Я был обычным ребёнком. И чужое горе было было понятным и "своим".


Когда отлучившаяся ненадолго воспитательница вернулась в группу, она застала там десяток рыдающих детей во главе со мной.


- Першинг-2

- А-У-У-У!!!

- Милитаристы

- Ы-У-У-У!!!

- Атомный пожар

- Ы-Ы-Ы-Ы!!! (и сопли пузырями)


После того, как воспитательница выяснила причину всеобщей истерики и успокоила всех, кроме меня, она отвела меня в сторонку, нежно обняла, и, гладя по волосам, ласково, почти как мама, шептала мне что-то очень умиротворяющее и успокаивающее. А я все никак не мог успокоиться. Помню, что какими-то волнами всё шло, то вроде начинаю успокаиваться и затихать, то в голове опять всплывают слова об атомном пожаре, и я опять начинаю заходиться в рыданиях. И всё рассказывал ей, что умные дяди в телевизоре всё это рассказывали, а значит, это правда и "МЫ ВСЕ УМРЁЁЁМ!!!"


Помню, когда за мной пришла мама, воспитательница ей долго выговаривала (накипело видать) о том, что надо все-таки ограждать ребёнка от программы "Время", "Международной панорамы", "Сегодня в мире" и прочей ПРОПАГАНДЫ (кстати, именно тогда во мне надолго укоренилось, что ПРОПАГАДНА - это что-то очень плохое).

"А то ведь мало того, что на психику вашего ребёнка это плохо влияет. Вы ведь знаете, какой он талантливый рассказчик, он когда "Муху-Цокотуху" читает в группе, ведь все молча слушают, открыв рты, кто-то даже от страха глаза закрывает, когда

"Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у нее выпивает."

и искренне радуются, когда комарик убивает злодея и они с мухой играют свадьбу. А тут "8 минут до смерти", "атомный пожар" и "мы все умрём", и всё это подтверждённое умными "взрослыми" словами из телепередач. Это же ещё два-три таких выступления, и мы детей по пятому трамваю* повезём."


Помню, вскоре после этого мне таки прикупили кроватку, которую поставили в спальне, и программу Время я больше на смотрел и не слушал. Да и вообще, родители начали при мне "фильтровать контент", что разговоры, что телепередачи.


А в садике с тех пор я политпропаганду больше не проводил, а развлекал детей тем, что читал наизусть "Дядю Стёпу", "Человека рассеянного", "Дом, который посторил Джек" и прочие жизнерадостные детские стишки. Дети меня слушали. Воспитательницы любили. До тех пор пока я не научился читать...


"Но_это_уже_совсем_другая_история.JPG"

* В Ташкенте пятый трамвай ходил до психбольницы