Радиоприемники СССР. Прибалтийская ведьма шестидесятых-"Спидола"
Спидола (в латышском языке сиять, блестеть) — героиня латышского эпоса. Колдунья и ведьма с пылающими глазами, королева тёмных сил. Изображается в виде красивой, сильной женщины с длинными чёрными волосами.
Как много в этом названии воспоминаний людей о своей молодости, воспоминаний из далеких шестидесятых. Судя по многочисленным статьям и комментариям, этот приемник был в те времена у всех на устах. Это была мечта каждого мальчишки в широких брюках клеш, работника завода и интеллигента шестидесятника. Она звучала из каждой квартиры, где праздновали день рождение и собирались на импровизированные дворовые дискотеки, слушая битлов и танцуя под песни Аиды Ведищевой. Это приемник был легендой, легендой шестидесятых.
Знакомьтесь, вспоминайте. Первая и неповторимая, старшая сестра из всех транзисторных "ведьм" - Спидола ПМП 60.
Спидола ПМП-60 (полупроводниковый малогабаритный приемник) начал массово производиться с 1960-62 года на Рижском электротехническом заводе ВЭФ. Прекратил свое существование в 1999 году. Сейчас большинство производственных зданий и цехов в запустении, разрухе. Отреставрированы лишь пару фасадных зданий. Сданы в аренду, дабы не портили вид. Внутри территории все очень грустно!
В конце пятидесятых два инженера завода ВЭФ Улдис Бриедис и Янис Церпс работали над этим транзисторным приемником в свободные от основной работы часы, по своей инициативе. Руководство завода заинтересовалось этой разработкой и пустила Спидолу в производство, произведя тем самым фурор среди составляющих на то время преимущественно, ламповых радиоприемников.
Первая из серии Спидол несколько раз попадает в кадр знаменитого советского фильма "Ошибка резидента". И еще в одном хорошем фильме, уже цветном, более современном, название которого я не могу вспомнить. Там еще шпиЕн под псевдонимом "Янус» принимал на Спидолу зашифрованные радиограммы от куратора "Гермеса".
Фильм "Ошибка резидента".
Стоимость приемника составляла 73 рубля 40 копеек. Сумма относительно не большая и многие советские люди, при средней ЗП в 90 рублей, имели возможность приобретать ее в магазине радиотоваров. Может быть не сразу, подкопив, через некоторое время. Вариантов этой модели было два. Экспортный и для внутреннего потребителя СССР. Различие было лишь в диапазонах. На экспортом варианте можно было прослушивать зарубежные станции, запрещенные на то время в СССР.
Самым шиком у модников было носить ее не за пластмассовую ручку, а через плечо, с помощью удлиненного, кожаного ремешка. Было очень круто.
Радиоприемник собран на 10 транзисторах (П403, П15, П15А).
Приемник выполнен из цветной пластмассы. На передней панели две ручки-колеса управления. Левая вкл. и громкость, правая подстройка частоты. В верхней части посередине, окошко шкалы диапазонов. На верхней панели приемника выдвижная, телескопическая антенна.
Переключение диапазонов производилось посредством массивного переключателя на боковой панели.
С помощью этого переключателя внутри корпуса проворачивался "бочонок" барабанного типа с контурами диапазонов. Это на то время было распространенным и, на мой взгляд, надежным способом.
На задней панели находился разъем для подключения внешней антенны, звукосниматель и гнездо для подключения внешнего громкоговорителя, при подключении которых пропадал звук на основном динамике приемника.
Питание радиоприемника от шести круглых батарей типа А-373 или двух квадратных.
ТТХ радиоприемника Спидола ПМП-60. Диапазоны принимаемых волн (частот).
Слабым местом были конденсаторы, которые со временем высыхали потому, как были в не герметичной оболочке. Наверное с этой проблемой сталкиваются только сегодняшние обладатели приемника, т.к. время не щадит ничего. В начале шестидесятых, скорее всего этой проблемы не возникало. Приемник имел колоссальный успех, прежде всего за свои небольшие габариты 275×197×90 мм. ,вес около 2.5 кг с батарейками и современный дизайн.
Впоследствии Рижский завод ВЭФ произвел еще десятки моделей Спидола. Сменил эту "ведьму" в 1963-65 году приемник "ВЭФ - Спидола". Но это уже другие модели и совсем другие истории.