Работа в "Подорожнике" продавцом-кассиром

Жителям Кемеровской области и Новосибирска хорошо знакома сеть фастфуда «Подорожник». Я работала в этой сети четыре месяца продавцом-кассиром и хочу рассказать о ней, сохраняя объективность и беспристрастность. Сразу хочу заметить, что не буду касаться продукции «Подорожника». Рассказ будет только о работе, и только факты увиденные и услышанные лично.


Всё начинается в классе обучения. Пять дней теории и два дня практики. В классе висит камера наблюдения и стоит микрофон. Каждое слово записывается.


Первые два дня посвящены записыванию под диктовку запретов и обязанностей. Их достаточно много. В оставшиеся три дня теории обучают обязательному сервисному диалогу и работе со специализированными программами и приборами (АРМ, кофемашина, миксер).

Практика проходит по две смены длительностью 12 часов каждая – в день и в ночь. Причём если вам не повезёт, на экзамен вы поедите с ночной смены. На практике всё зависит от наставника. Хороший покажет как работать со всем, что воткнуто в розетку, объяснит нюансы общения с древним принтером (тем самым, с рулоном перфорированной по краям ленты) и расскажет все детали работы. Плохой – сами понимаете.


Уже на этапе стажировки я увидела, что половина продавцов грубо нарушает должностную инструкцию (курят на рабочем месте, читают, спят, слушают музыку, кладут разогретую продукцию обратно в холодильник). И менеджеры об этом знают, но покрывают своих починённых. Почему? Об этом чуть ниже.


После стажировки необходимо стать устный экзамен. Принимает его одна из директрис. Экзамен можно пересдавать до четырёх раз, а может и больше. На работу берут почти всех.

После экзамена сразу, иногда через один-два дня, отправляют на смену. Теперь подробнее о рабочем месте. Всё рядом и под рукой. Полочки в холодильнике подписаны. Есть стул, биотуалет, кондиционер и обогреватель. Каждый объект оборудован огнетушителем, а вот аптечки встречаются очень редко. У нас, например, её не было. То есть случись ЧП – ни бинта, ни валидола, только скорая через диспетчера. Все расходные материалы поставляет база, однако достаточно часто на складе нет канцелярских товаров, веников, тряпок, бытовой химии. Приходится либо ждать и потихоньку зарастать грязью, либо покупать всё необходимое за свой счёт. Иногда на объекте появляются мыши. Клей для их поимки продавцы или менеджеры тоже покупают сами.


Также на каждом объекте есть камера наблюдения и микрофон у окошка обслуживания. Запись идёт 24 часа в сутки. Из каждой смены выбирают рандомный отрезок времени и просматривают. Иногда просматривают всю смену. У камеры есть достаточно большая слепая зона, которой и пользуются продавцы для нарушения должностной инструкции.

Должностная инструкция – это отдельная история. В ней запреты занимают две страницы, обязанности – три, а права только – пару абзацев на полстраницы. Ещё в должностной инструкции есть указание, что говорить Роспотребнадзору. И ответы инструкции не всегда соответствуют фактам. Например, продавец обязан ответить, что вся фирменная санитарная одежда стирается централизовано, хотя по факту каждый продавец стирает её дома. А ещё продавцу категорически запрещено говорить с проверяющим из Роспотребнадзора без специально обученного представителя «Подорожника».


За соблюдением должностной инструкции следят менеджеры, директора и служба контроля гостеприимцев. В среднем за смену бывает одна проверка, иногда две, а при особом везении и три. Каждый из проверяющих может потребовать личную сумку продавца на проверку, отказ ведёт к увольнению по «собственному» желанию.


По поводу местных проверок мало кто нервничает. А вот проверку из Кемерова боятся и менеджеры, и директора. О кемеровской проверке всех продавцов предупреждают заранее. В этот день всё должно быть идеально. Директора лично проверяют некоторые торговые точки за сутки. В эти смены обычно ставят самых благонадёжных продавцов. Но самую большую панику у местных директоров вызывает визит собственника. Иногда доходит до абсурда. Этой весной одна из директрис больше часа сидела на объекте, следя за поведением продавца, только потому, что собственник решил посетить расположенный рядом храм. А на автовокзале директора пошли на прямой обман. На данной точке по требованиям собственника всегда должны работать два продавца, чтобы не создавать очереди. Однако по факту на автовокзале вдвоём работают только по пятницам и понедельникам. И для того, чтобы собственник об этом не узнал, специально к его отъезду (в среду) на точку поставили ещё одного человека.


Жаловаться проверке из Кемерово запрещено, особенно на руководство. Это приводит к увольнению по «собственному» желанию. Руководство вообще не любит, когда ему или о нём говорят правду. Директоров положено бояться. Уважать не обязательно, но обязательно делать вид, что уважаешь. Иначе… Да-да, увольнение по «собственному», и качество работы при этом не имеет никакого значения.


Зарплату выдают без задержек. Дважды в месяц – в десятых числах аванс, в двадцатых оклад. Оклад вместе с авансом – чуть больше 8 000. Это за 15 двенадцатичасовых смен. В середине месяца выдают премии от 500 до 7 000 рублей. Все премии выдаются чёрным налом, и только после посещения ежемесячного собрания. Размер премии зависит от количества дополнительных смен. Дополнительные смены раздаёт менеджер в добровольно-принудительном порядке. Чем больше берёшь дополнительных смен, тем больше тебе прощают и тем активнее менеджер покрывает твои косяки. Причём стоит сказать, что ты готов время от времени ходить в дополнительные смены, как менеджер начнёт затыкать тобой все дыры в графиках. Откажешься, и тебе припомнят ВСЁ.

В целом в «Подорожнике» можно работать, если умеешь молчать и улыбаться.