Пышные воротники елизаветинской эпохи
При взгляде на портреты европейских вельмож середины XVI-XVII века в первую очередь бросаются в глаза пышные крахмальные воротники. Некоторые из них настолько громоздки, что голова на них покоится, как на тарелке. Эта деталь гардероба приходит на ум едва ли не в первую очередь, когда упоминается елизаветинская эпоха. Давайте же проследим его эволюцию – от маленького скромного воротничка до толстенного кружевного аксессуара.
Поначалу ничто не предвещало предстоящей мании гигантизма. Мода на подобные воротники пришла из Испании. В 1530-40х годах XVI века знатные шеи еще довольствовались скромной оборкой, часто украшенной петельной строчкой по краю. Такой воротник на самом деле был воротником нижней сорочки, который выглядывал из выреза платья или камзола. Белый цвет сорочки и ее тонкая ткань были предметом гордости владельца, поэтому нижнее белье не прятали, а демонстрировали взору окружающих.
Изабелла Португальская, 1535г.
В 1550-х годах воротник еще отличался скромными габаритам. Но в это время его уже начали шить из большего количества слоев. Он становился все толще по бокам и на затылке, а под подбородком сужался. О, благодатные времена, когда законодатели мод еще заботились о человеческом удобстве! Спустя всего пару десятков лет аристократы и богачи будут с завистью вспоминать об этом. Делали воротники из полотна, льна и батиста. Самый благородный материал, шелк, для этой цели не годился, т.к. хуже держал форму.
Мария Тюдор, 1550г.
В 1560-х воротник начал расти, как на дрожжах. Именно в это время его края приобрели форму 8, которая и в наше время поражает воображение. Она не выходила из моды следующие два десятилетия. По краям они украшались черной, серебряной, золотой и другой контрастной вышивкой. В то же время рукава начали украшать похожими гофрированными манжетами.
К концу 60-х слои воротника начинают расти в ширину и высоту. Неизвестная девушка с портрета 1569 года носит двухслойный воротник. И каждый из его слоев так же пышен как один воротник прошлых десятилетий.
Портрет неизвестной 21-летней леди. Предположительно Хелены Снэйкборг. Художник графини Уорвикской, 1569г.
В 1570 воротник начал подниматься. Его ширина и 8-образная форма складок кардинально не поменялись. Но воротник подрос в высоту до 3 или 4 дюймов. Контрастная вышивка уже вышла из моды. Теперь его края все чаще украшались кружевами. Носили такой воротник чаще всего закрытым, но некоторые, самые большие носили и расстегнутыми на французский манер.
В это десятилетие воротник превратился в съемный аксессуар. Уже никого не интересовала сорочка, к которой он изначально «прилагался». Учитывая внушительные габариты воротника, так было гораздо проще за ним ухаживать. Именно в это время зародилось мудреное искусство - крахмалить эту роскошную деталь гардероба, придавая ей нужную форму. В то время существовали даже так называемые «крахмальные дома». Там Их стирали, крахмалили и укладывали сложными складками в форме восьмерки с помощью специального «утюга». Выглядел он как полый цилиндр, горизонтально установленный на подставке.
«Десяти ярдов достаточно для воротника и манжет», - так писали придворные дамы королевы Елизаветы, когда готовили ей подарок к Новому году в 1565 году.
Королева Елизавета, 1575г.
Во время стирки и крохмаленья воротники могли окрашивать растительными красителями. Наибольшей популярностью пользовались желтые, розовые и лиловые оттенки. Бледно-голубой цвет получали с помощью смальты (краска из смеси кремниевой кислоты и кобальта).
Но этот эффектный цвет находился под официальным запретом и на эту тему даже был издан королевский указ. Все объясняется просто – синий был одним из цветов флага Шотландии. И напоминал Елизавете о ее заклятом враге, шотландской королеве Марии Стюарт.
Мария Стюарт в воротнике во французском стиле, 1574
В 80-е годы воротник стал шире в диаметре, как и «восьмерки». На картине, изображающей танцоров в Лувре, мужчина носит закрытый воротник, а дама открытый.
Более широкие воротники требовали больше крахмала, чем воротники 70-х. Под них даже надевали стоячий воротник с жесткими зубчатыми краями, который поддерживал пышный аксессуар. Некоторые носили маленькие воротники под одним большим. Другие носили на шее подобие каркаса или картон, поверх которого надевалась ткань. Судя по всему, королева Елизавета носила что-то вроде этого, учитывая внушительный размер ее воротников.
Королева Елизавета, Николас Хиллиард, 1585г.
В 1580-х все активней стали употребляться кружева для украшения воротников. Если раньше они использовались только для окантовки шириной в дюйм или два. Теперь же кружева могли занимать больше половины воротника по внешнему краю. Иногда он украшался ажурной вышивкой или пайетками по краям. Складки тоже расширились и стали достигать нескольки дюймов в наружном диаметре.
В 1590-х воротники со стороны спины поднялись вертикально, а спереди наоборот опустились на грудь. На портрете видно видно, как его носили с открытым лифом.
Королева Елизавета, 1592г.
Как ни громоздки и неудобны были такие воротники, но некоторые из них представляли собой настоящее произведение искусства. До нашего времени они дошли только на портретах, но даже у детей они ассоциируются с утонченностью и придворной роскошью.
История быта и искусств
1.9K постов6.3K подписчиков
Правила сообщества
Исключаются:
- упоминания политики в актуальном контексте
- "клубничка" вне рамок искусства, треш, угар, жесть и прочий неформат
- спорная информация без указания авторитетных источников