Путь Пол Пота, лидера «красных кхмеров» ч.5

Путь Пол Пота, лидера «красных кхмеров» ч.5 Пол Пот, Камбоджа, Диктатор, История, Длиннопост, Текст

Одной из важнейших задач стало ограждение кхмерской культуры от чужеродного влияния, в первую очередь — от западной масс-культуры. Сам Пол Пот впоследствии утверждал, что в Кампучии не запрещались книги прогрессивных американских и европейских авторов, но под запретом находилась реакционная культура. В этом «красных кхмеров» как раз можно было понять. Американское культурное влияние разрушало традиционные общества Южной и Юго-Восточной Азии. Что представляют они сегодня, мы видим на примере тех же Таиланда или Филиппин, да и пост-полпотовской Камбоджи. Слава мирового центра сексуального туризма закрепилась именно за этими странами, в которых миллионы молодых девушек и юношей не находят для себя иной деятельности, кроме как продавать свое тело похотливым иностранцам. При этом их не сдерживают никакие моральные ограничения — американское культурное влияние, проявляющееся в культивировании денег и потребительства, смогло оттеснить традиционные представления о нравственности. Жажда потребления оказалась важнее чувства собственного достоинства — и это также одно из основных проявлений пресловутой «вестернизации» азиатских обществ.


Однако, помимо ограждения кхмеров от западного влияния, кампучийские коммунисты приступили и к политике подавления национальных меньшинств. При этом горных кхмеров — представителей мон-кхмерских народов, проживавших в отдаленных районах страны, — никто не трогал. Более того — именно горные кхмеры считались традиционной опорой полпотовского режима, так как населяли наименее развитые в экономическом отношении районы страны и при королевском и лонноловском режимах подвергались социальной дискриминации. Населенная горными кхмерами провинция Ратанакири, как мы помним, еще в начале развертывания партизанского коммунистического движения в стране превратилась в «колыбель» «красных кхмеров», где располагались их основные базы и тренировочные лагеря. Не трогали и горных тямов — народы австронезийской языковой семьи, проживавшие в горных районах Камбоджи и также занимавшиеся отсталым земледелием, охотой и лесным собирательством. Известно, что личный телохранитель Пол Пота Фи Фуон по национальности был представителем народа зярай (джарай), относящегося к горным тямам. Солдаты воинских частей, обеспечивавших безопасность партийного руководства, также набирались из числа горных кхмеров и горных тямов. Правительство «красных кхмеров» рассчитывало полностью ассимилировать отсталые горные народы, не обладавшие собственной письменной культурой и превратить их в компонент единой кхмерской нации.


Совершенно другую политику «красные кхмеры» проводили в отношении национальных меньшинств, обладавших собственной развитой культурой и в перспективе способных превратиться в агентов иностранного влияния в стране. Речь идет, в первую очередь, о вьетнамском, китайском и тямском населении. Вьетнамцев кампучийские власти преследовали по вполне понятным причинам — практически сразу же после прихода к власти, «красные кхмеры» окончательно испортили отношения с соседним Вьетнамом. Поскольку Вьетнам претендовал на региональное лидерство, Пол Пот видел в политике Ханоя непосредственную опасность для собственной власти и политической самостоятельности Кампучии и кампучийской компартии. Естественно, что вьетнамцы, большое количество которых проживало в стране, рассматривались как потенциальные агенты влияния Ханоя. С 1975 по 1978 гг. во Вьетнам из Кампучии перебралось около 270 тыс. вьетнамцев. Значительная часть кампучийских вьетнамцев, впрочем, пропала без вести, что дает основания многим исследователям считать их жертвами полпотовского режима. Еще одной национальной группой, подвергшейся жестким репрессиям, были тайцы. Проживавшие на границе Кампучии и Таиланда 20 тыс. тайцев рассматривались Пол Потом в качестве потенциальных союзников Таиланда, который придерживался проамериканской линии и выступал в качестве одного из важнейших столпов антикоммунистического блока в Юго-Восточной Азии. Удар пришелся и по лао, проживающим на севере страны. Лао рассматривались как союзники Лаоса, следовавшего в фарватере вьетнамской внешней политики и находившегося на просоветских позициях. Несмотря на то, что у Кампучии были установлены дружественные отношения с Китаем, кампучийские китайцы хуацяо также подверглись серьезным нападкам со стороны «красных кхмеров». Объяснялось это просто — в странах Юго-Восточной Азии китайские диаспоры часто преуспевают, поскольку их представители активно занимаются бизнесом, включая торговлю и ростовщичество. Как и любые торговцы, китайцы в Юго-Восточной Азии вызывают зависть и даже ненависть у местного коренного населения. Поэтому не являются редкостью «китайские погромы», наиболее крупные из которых происходили в Индонезии. Естественно, что для кхмерских крестьян китайцы ассоциировались с буржуазией и выступали в качестве вполне объяснимого объекта выплеска негативных эмоций.

Путь Пол Пота, лидера «красных кхмеров» ч.5 Пол Пот, Камбоджа, Диктатор, История, Длиннопост, Текст

Мусульмане-тямы в Камбодже


Но наиболее широкое освещение и в советской, и в западной прессе получили преследования тямов (чамов). В отличие от горных тямов, равнинные тямы, или просто тямы, представляли собой развитый народ с древней историей и культурой. Еще в начале нашей эры тямы создали на территории современной Камбоджи могущественное государство Чампа, ведшее войны с Кхмерской империей, позже — с Вьетнамом и монголами, пытавшимися подчинить Индокитай своему влиянию. Некогда тямы исповедовали индуизм, который до сих пор является религией вьетнамских тямов. Затем тямы Камбоджи подверглись исламизации. В настоящее время камбоджийские тямы исповедуют ислам суннитского толка. Исламизации тямов способствовала их языковая близость к соседним малайцам — тямы говорят на малайско-полинезийских языках австронезийской языковой семьи. Поскольку тямы поддерживали режим генерала Лон Нола, после прихода к власти «красных кхмеров» они подверглись серьезным преследованиям.


Тямов переселили в отдаленные районы страны, переименовали все тямские названия деревень и природных объектов, запретили использование тямского языка не только на официальном, но и на бытовом уровне. Естественно, что под полный запрет попал и ислам. Так, «красные кхмеры» разрушили все 114 мечетей Камбоджи. Впрочем, в некоторых из них были оборудованы свинарники — специально для глумления над религиозными чувствами мусульман-тямов. Кстати, самих тямов, переселенных в другие районы страны, принудительно заставляли заниматься разведением свиней — по мнению «красных кхмеров», так осуществлялось перевоспитание тямов и их отказ от правил исламской религии и традиционного образа жизни. Что касается религиозных лидеров камбоджийских мусульман, то все они были убиты, включая имама Хари Рослоса, хаджи Сулеймана и хаджи Мат Сулеймана. Были уничтожены и многие рядовые тямы, не желавшие отступать от традиционного образа жизни и своей религии, что дало основания обвинить впоследствии полпотовский режим в организации геноцида тямского населения Камбоджи в 1975-1979 гг.

Сельхозкооперативы как основа общества


В отличие от советского социализма, кампучийская модель ориентировалась на сельский образ жизни и провозглашала жизнь в сельской общине наиболее совершенной и обладающей «очищающей силой». В Кампучии был взят курс на создание сельскохозяйственных кооперативов, в которых люди должны были приобщаться к коммунистической жизни и усваивать трудовую коммунистическую мораль. По мнению Пол Пота, именно сельскохозяйственные кооперативы — коммуны должны были стать основой для строительства бесклассового общества будущего, в котором нивелируются разделение труда и эксплуатация человека человеком. В сельскохозяйственных коммунах работа начиналась с восходом солнца и прекращалась лишь с закатом. Каждый вечер проходили собрания коммуны, на которых разбирался прошедший день и поведение ее членов. Естественно, что те члены коммуны, которые высказывали недовольство условиями жизни или труда, провозглашались «сомнительными элементами» со всеми закономерными последствиями — вплоть до физической ликвидации. В коммунах была ликвидирована не только частная, но и личная собственность — вплоть до посуды. Отсутствовали выходные и праздничные дни. Сельскохозяйственные коммуны стали основной формой организации кампучийского общества, выполняющей не только экономические, но и военно-политические функции.

Путь Пол Пота, лидера «красных кхмеров» ч.5 Пол Пот, Камбоджа, Диктатор, История, Длиннопост, Текст

В полпотовской Кампучии было официально заявлено об уничтожении разделения труда и, соответственно, о ликвидации различий между физическим и умственным трудом. Интеллигенция как социальная прослойка подлежала ликвидации, а ее представители — перевоспитанию в сельскохозяйственных кооперативах. Повышенное внимание Пол Пота к сельскому хозяйству объяснялось потребностью в развитии камбоджийской экономики. Провести в Кампучии индустриализацию по типу Советского Союза не представлялось возможным. Поэтому основой кампучийской экономики должно было стать развитое сельское хозяйство, главным продуктом которого оставался рис. Для того, чтобы обеспечить потребности страны в продовольствии, предстояло мобилизовать энергию масс на участие в сельскохозяйственном производстве. С этой целью и выстраивалось в Кампучии крестьянское мобилизационное общество. Иного выхода у Пол Пота не было. Тем более, если учитывать, что экономика страны была подорвана длительной гражданской войной и последствиями американских бомбардировок камбоджийской территории, в результате которых стирались с лица земли целые деревни вместе с их населением.


Разоренная гражданской войной Кампучия испытывала большие проблемы с продовольствием. Руководство Кампучии пыталось решить эти проблемы, в первую очередь, развивая систему ирригации страны. Однако те задачи, которые ставились перед Кампучией, были трудновыполнимы — в реальности у Кампучии не было соответствующих экономических ресурсов для столь стремительного рывка в строительстве ирригационных систем. Руководство страны планировало в 1977 г. охватить ирригационными системами 50-60% сельскохозяйственных земель, в 1978 г. — 60-70%, а в 1979 г. — до 70-80% земель. Также предполагалось на 80-90% решить проблему обеспечения сельскохозяйственных земель водой, что дало бы кампучийскому аграрному сектору независимость от природы, а именно — от дождей. Еще одним компонентом системы повышения самообеспечения страны было максимальное ограничение внутреннего потребления запасов риса в стране. Вводились минимальные нормы потребления риса, которые не зависели от реального урожая, успехов или неуспехов страны в сельском хозяйстве.


В Кампучии выделили четыре категории населения. В первую категорию входили члены «бригад авангарда» — ударники сельскохозяйственного производства. Их суточная норма продовольствия должна была составлять 500-600 грамм вареного риса в день, то есть — три миски. Вторая категория, в которую входила основная часть населения страны, получала 400-500 грамм риса в день. Третья и четвертая категории, в которые входили старики, дети и нетрудоспособные мужчины и женщины, получали по 2 и 1,5 миски риса в день соответственно, то есть — по 350-400 и 300 грамм риса. Однако в действительности даже эти цифры часто оказывались завышенными, поскольку во многих кооперативах не удавалось выделять такое количество риса. Зато Кампучия стремилась к постоянному увеличению объема экспорта риса за рубеж. Ведь именно рис оставался основной экспортной культурой страны, за которую Кампучия могла получать иностранную валюту. В целях увеличения экспорта Пол Пот и его соратники распорядились уменьшить площади, на которых выращивался традиционный для страны легкий рис и переориентировать сельское хозяйство на выращивание тяжелого риса, пользовавшегося спросом на мировом рынке аграрной продукции.

Путь Пол Пота, лидера «красных кхмеров» ч.5 Пол Пот, Камбоджа, Диктатор, История, Длиннопост, Текст

Рисовая мобилизация и административные зоны


Ирригационные работы и выращивание риса превратились и в инструменты социально-мобилизационной политики полпотовского режима. Провозгласив введение четырехлетнего плана для повышения интенсивности сельскохозяйственного производства, «красные кхмеры», с помощью мобилизации населения для участия в сельскохозяйственных работах, добивались эффекта поддержания постоянной напряженности и консолидации граждан страны в целях достижения поставленных задач. Руководство страны постоянно требовало от руководства административных зон, на которые была разделена Демократическая Кампучия, поставлять в центр определенное количество риса. При этом ставились такие цифры, которые в действительности не были достижимы. Однако центральное руководство не считалось с реальными возможностями местных органов управления организовать выращивание и сбор такого количества риса и в случае нарушения поставленных планов угрожало репрессиями. В свою очередь, местное руководство требовало удовлетворения планов по поставкам риса от сельскохозяйственных кооперативов, в которых ограничивалось индивидуальное потребление риса и вводились жесткие наказания за медленную и малопродуктивную работу. Поскольку местное руководство не могло отправлять в центр меньшее количество риса, чем было назначено в рамках четырехлетнего плана, у рабочих бригад фактически отбирался весь рис. Сельскохозяйственные рабочие были вынуждены питаться очень скудно, количество риса в пище уменьшалось, похлебки варились на листьях и кореньях. Естественно, что это не способствовало общему здоровью сельскохозяйственных рабочих, а соответственно — и росту производительности труда. Многие люди просто умирали, не выдерживая столь напряженных ритмов работы при крайне скудном питании. Если в прибрежных районах люди имели возможность выживать, занимаясь, помимо выращивания риса, рыбной ловлей, то в районах, отдаленных от рек и водоемов, ситуация складывалась особенно плачевно.


Настоящей катастрофой для Кампучии стало разрушение ирригационных сооружений в результате наводнений и дождей, пришедшихся на осень 1976 г. Построенные колоссальными усилиями сельскохозяйственных рабочих каналы и дамбы оказались разрушенными. Одной из причин столь легкого разрушения ирригационных сооружений была примитивность их постройки, обусловленная отсутствием квалифицированных специалистов. Инженерно-технические работники, получившие высшее техническое образование при колониальном и королевском режимах, находились на «перевоспитании», поэтому не привлекались к организации строительных работ. Несмотря на то, что ряд соратников Пол Пота предлагали главе правительства привлечь специалистов, подготовленных при старом режиме, лидер «красных кхмеров» отказался, заявив, что эти специалисты не являются носителями коммунистической идеологии. Отказ от услуг старых специалистов также являлся одной из причин ухудшения экономической и социальной ситуации в Демократической Кампучии. В отличие от советского руководства, обратившегося в 1920-е гг. к практике привлечения дореволюционных «спецов», Пол Пот до последнего отказывался обращаться к профессионалам, тем более, что официально был взят курс на ликвидацию интеллигенции как социальной прослойки и «перевоспитание» интеллигентов в сельскохозяйственных коммунах.


Кстати, в Демократической Кампучии была отменена денежная система. Еще в 1973 г. «красные кхмеры» отменили деньги на контролируемых ими территориях, а после взятия Пномпеня взорвали национальный банк страны, а здание министерства финансов превратили в хранилище удобрений. Демонстрировать ненависть «красных кхмеров» к «обществу потребления» были призваны массовые казни вещей, произошедшие в Пномпене после взятия камбоджийской столицы коммунистами. Автомобили, бытовая техника, предметы антиквариата и роскоши сваливались на улицах и площадях камбоджийской столицы и разбивались кувалдами. Подростки, мобилизованные в армию «красных кхмеров» из горных отсталых провинций страны, впервые видевшие такие вещи, с удовольствием расправлялись с ними, так как они олицетворяли в их глазах общество эксплуатации, в котором крестьянам камбоджийской провинции доставался лишь самый низ социальной иерархии — жизнь в нищете и вечных лишениях. Жестокость крестьянской молодежи, составлявшей основную часть вооруженных формирований «красных кхмеров», объяснялась тем, что кампучийская революция была, прежде всего, восстанием народа против постколониальной власти, коррумпированной и прогнившей, совершившей не меньшее количество военных преступлений против мирного населения страны, о которых, впрочем, западная пресса предпочитала ничего не сообщать. Понятно, что бунт крестьян принял чудовищные формы, и политика полпотовцев характеризовалась многочисленными перегибами, которые впоследствии и позволили свергнуть режим «красных кхмеров». Причем перегибы, как мы рассмотрели выше, сочетались с низкой эффективностью социально-экономической политики коммунистического государства, обусловившей бедственное положение населения Демократической Кампучии.


Экономическая политика полпотовского правительства стала одной из причин возникновения скрытого противостояния внутри партийно-государственного руководства. Демократическая Кампучия была разделена на три административные зоны, с которых и требовались поставки риса. Однако Восточная административная зона, граничившая с Вьетнамом, находилась под руководством Со Пхима. Ветеран революционного движения, Со Пхим, вместе с Пол Потом, Иенг Сари, Кхиеу Сампханом и Нуон Чеа, входил в правящую секретную пятерку ЦК Компартии Кампучии. Он имел сильные позиции в партии и поддерживал связи с соседним Вьетнамом, что обеспечивало ему фактическую автономность от центрального правительства Кампучии. Тем более, что в распоряжении Со Пхима находились верные ему вооруженные формирования и Пол Пот попросту опасался проводить «чистку» в Восточной административной зоне. Следствием такой автономии Востока стало полное прекращение поставок риса центральному правительству уже к 1977 г. Юго-западная зона, на границе с Таиландом, возглавлялась Та Моком. В отличие от Со Пхима, Та Мок (1926-2006) считался ближайшим соратником и любимцем Пол Пота. Бывший буддийский монах китайско-кхмерского происхождения, он в 1960-е гг. примкнул к партизанскому движению, в 1970 г. потерял голень и ступню на одной ноге.

Путь Пол Пота, лидера «красных кхмеров» ч.5 Пол Пот, Камбоджа, Диктатор, История, Длиннопост, Текст

Та Мок (на фото — в молодости и в пожилом возрасте) был инициатором и непосредственным организатором целого ряда «чисток», за что даже в партийных кругах получил прозвище «Мясник». Он импонировал Пол Поту и поэтому последний старался не нагружать руководителя Юго-западной административной зоны невыполнимыми планами. Тем более, что Пол Пот рассчитывал на поддержку Та Мока и подконтрольных ему вооруженных формирований в случае противостояния с Со Пхимом и другими партийными оппонентами. Третьей административной зоной была Северо-западная зона, которой повезло меньше всех. Там не было сильного руководителя, способного на равных разговаривать с центром, поэтому именно на Северо-западную зону и возложило полпотовское правительство основной груз реализации планов по выращиванию и поставкам риса. После того, как Муол Самбат сообщил, что не может выполнить поставленный план центра по поставкам риса, так как у него отсутствует сельскохозяйственная техника, его судьба была предрешена. В Северо-западной зоне провели масштабную чистку. Муол Самбат и его ближайшие соратники были казнены. Затем казнили и всех других ответственных работников Северо-западной зоны, заменив их специально прибывшими из Юго-западной зоны «та моковцами». Однако экономическое положение региона от этого не улучшилось, а эксплуатация людей на полях только усилилась. В результате подобной экономической политики в 1977-1978 гг. территорию Кампучии охватил настоящий голод, причем нормы потребления риса были снижены даже в Юго-западной зоне, которой руководил любимец Пол Пота Та Мок. Естественно, что столь напряженная ситуация требовала разрешения и вскоре оно наступило...

Лига историков

12.9K постов48.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Подробнее