Пунические войны. Часть 3.

Ave, друзья! Сегодня я наконец-то закончу свой рассказ о Первой Пунической Войне. Будет много текста и мало картинок.

Первая часть
Вторая часть

Осада Лилибея

К 250 г. до н.э, в руках Карфагена на Сицилии остались только Лилибей и Дрепан. Чтобы взять Лилибей римляне снарядили 200 кораблей и четыре легиона солдат. Армию возглавили Гай Атилий Регул и Луций Манлий Вульсон. Со стороны суши римляне блокировали город при помощи рвов, валов и осадных сооружений. Выход в гавань они блокировали легкими судами набитыми камнями. Стоит отметить, что осаждая город римляне в первый раз применили способ ведения осады, которому они научились у эллинов. Они впервые при осаде города блокировали его не только с суши, но и с моря. Во время осады римлянам удалось уничтожить 7 башен Лилибея.

Гарнизоном в Лилибее командовал Гимилькон. В его распоряжении было около 10 000 солдат. Военачальник делал всё, что было в его силах для обороны города: после потери башен, Гимилькон приказал отстроить новые стены изнутри города; Он так же делал контрподкопы и убивал римских сапёров, которые пытались обрушить стены; кроме того, полководец организовывал постоянные вылазки, пытаясь поджечь осадные сооружения римлян. Эти вылазки зачастую оканчивались жестокими схватками, в которых несли крупные потери как и римляне, так и карфагеняне. Именно благодаря усилиям Гимилькона римляне не смогли прорваться в город и вынуждены были вести долгую осаду.

Тем временем, изнуренные голодом и постоянными безуспешными вылазками, некоторые командиры наёмников стали готовить заговор с целью передачи города римлянам. Но их планам не суждено было сбыться: наёмник-ахеец Алексон, который ранее спас Акрагант от измены сиракузцев, рассказал о готовящемся заговоре Гимилькону. Узнав об измене, полководец собрал оставшихся в городе вождей наёмников и пообещав им деньги, убедил их оставаться верными Карфагену. Поэтому когда предатели вернулись от римлян и попытались склонить солдат к измене, наёмники прогнали их от городских стен.

Между тем Ганнибалу, сыну Гамилькара, вместе с 50 кораблями загруженными продовольствием и 10 000 воинами, было приказано прорваться в осажденный Лилибей. Благодаря сильному попутному ветру и внезапности, Ганнибал без помех проник в город. Римляне не стали ему препятствовать, так как боялись что ветер занесёт их корабли гавань противника, где их будет легко уничтожить.

Получив подкрепление, Гимилькон предпринял неудачную попытку сжечь римские осадные орудия. Ранним утром военачальник вывел свои войска из стен города и сразу в нескольких местах напал на сооружения противника. Римляне предвидели нападение карфагенян и успели подготовиться к бою. Когда все силы противоборствующих сторон были на месте, завязался ожесточенный бой под стенами города. Сражение проходило в беспорядке; многие воины, не имея боевого строя, дрались с кем попало, не разбирая кто враг а кто союзник. Вооруженные факелами отряды карфагенян проникали сквозь сражающихся и всеми силами пытались поджечь осадные орудия. Но Гимилькон видел, что многие его воины уже пали в бою, а сооружения, ради которых он устроил эту вылазку, всё еще под контролем римлян; поэтому полководец отдал приказ отступить.

После этой неудачной вылазки, карфагеняне перестали думать о том, чтобы сжечь римские осадные сооружения. Однако через какое-то время поднялась буря, настолько сильная, что перевернула многие навесы и осадные башни римлян. Гимилькон находил этот момент благоприятным для уничтожения неприятельских сооружений, а потому предпринял ещё одну попытку сжечь орудия. Полководец быстро изготовил всё нужное для поджога и уже вскоре три отряда солдат совершили вылазки в нескольких местах и удачно подожгли осадные орудия римлян. Благодаря сильному ветру, который дул прямо на осадные машины, пламя быстро распространилось и все меры римлян по пресечению пожара оказались бесполезными. Многие римские солдаты, пытаясь спасти свои сооружения, погибли от пламени и пепла. Оставшиеся в живых римляне обнесли свой лагерь стенами и продолжили осаду, надеясь голодом вынудить карфагенян сдаться.

Пунические войны. Часть 3. Текст, Длиннопост, Рим, Пунические войны, История

Осада Лилибея

Гамилькар Барка

В 249 г. до н.э римляне потерпели сразу два крупных поражения в морских битвах у Лилибея и Дрепана. После этих сражений на море вновь стал господствовать Карфаген.

Через 2 года военачальником в Сицилии был назначен Гамилькар Барка. Сразу после своего назначения, Гамилькар совершил удачный набег на земли Италии, разорив побережье Бруттии и Локриды. Затем он отплыл к панормской области, где занял гору Эркта, выгнав оттуда римлян и превратив эту гору в военный лагерь. Этот лагерь служил опорным пунктом, из которого Гамилькар постоянно совершал набеги на южную часть Италии. Набеги продолжались до тех пор, пока римляне не встали лагерем у Панорма, заблокировав таким образом войско Гамилькара. Но даже тогда карфагеняне не отчаялись и начали вести позиционную войну против римского лагеря, продолжавшуюся три года.

С 248 по 243 гг. не происходило ничего переломного. Римляне всё так же одерживали победы на суше, но боялись сунуться в море, после нескольких упомянутых морских катастроф. Карфагеняне наоборот боялись в открытую выступать против римлян на суше, но господствовали на море. Фактически война зашла в тупик.

Битва у Эгатских островов (241 г. до н.э)

Финальной битвой, повлекшей за собой поражение Карфагена, стала битва у Эгатских островов.

Война сильно истощила римлян. Потеряв весь свой флот и истощив свою казну, римляне оказались на грани поражения. Но тут на помощь пришли граждане Рима, готовые отдать свои средства на благо родины. На деньги, отданные гражданами, были построены 200 быстроходных пятипалубных кораблей по образцу захваченного в 249 г до н.э. корабля Ганнибала Родосского. К этим 200 кораблям римляне добавили еще 100 уже имевшихся кораблей и отправили их в Сицилию. Командиром нового флота назначили Гая Лутация Катула.

Получив неожиданное известие о появлении римского флота, карфагеняне собрали все имеющиеся у них корабли и отправились в форе. Начальником флота назначили Ганнона, сына Ганнибала. Ганнон знал, что против римского флота ему не выстоять, а потому хотел сначала выгрузить запасы с зерном у Дрепана и забрать с собой армию Гамилькара Барки, которого римляне очень боялись.

Лутаций узнал о планах Ганнона, но долго колебался, так как ветер был попутный для карфагенян и вести бой в таком раскладе было бы весьма затруднительно. Но в тоже время он осознавал, что если Ганнон осуществит свою затею, то Лутацию, помимо самого Ганнона и его флота, придётся иметь дело с Гамилькаром и его наёмниками. Решив, что лучше сражаться с Ганноном при противоположном ветре, чем с Гамилькаром и Ганноном при попутном, Лутаций вывел свой флот и преградил путь кораблям карфагенян.

Несмотря на направление ветра, хорошо обученные гребцы и командиры смогли отлично держать свои корабли в руках и слаженно действовать в бою. На палубах находились отборные римские пехотинцы, не привыкшие отступать без боя. Так же римляне облегчили свои корабли, удалив со своих кораблей них весь груз, ненужный для морской битвы. У карфагенян ситуация была иная. Их корабли, нагруженные припасами, были недостаточно манёвренны и быстры, по отношению к римским. Гребцы и воины, находившиеся на кораблях, были недостаточно обучены и раннее не участвовали в сражениях. Именно из-за этих пунктов карфагеняне проиграли битву. Римлянам удалось потопить 20-50 карфагенских кораблей и еще 70 захватить вместе с экипажами. Остальные спаслись благодаря тому, что перед самым столкновением с римским флотом поставили паруса и уплыли под попутным ветром к острову Гиера.

Мирный договор

После поражения в битве при Эгатских островах судьба армии Гамилькара Барки и города Лилибей висела на волоске из-за прекращения поставок продовольствия и денег, которые уходили на выплату жалованья для наёмников. Карфаген был уже не в силах вести войну, поэтому отправил Гамилькара Барку к римлянам с предложением мира.

По условиям мирного договора Карфаген должен был:

1. Отдать свои территории в Сицилии и острова между Сицилией и Италией
2. Выплатить 3200 талантов (денежных единиц) в течение 10 лет.

3. Не воевать с Сиракузами и их союзниками

4. Освободить римских пленных без выкупа

Требования о выдачи римских дезертиров, укрывающихся на территории Карфагена было отвергнуто

Причины поражения Карфагена:

1. Плохое состояние карфагенской экономики по сравнению с римской. Римляне успешнее справлялись с расходами на содержание армии и флота. К тому же римская армия состояла преимущественно из ополченцев и требовала небольших расходов на содержание, в то время как Карфаген помимо всего прочего ещё должен был выплачивать колоссальное жалование для своих наёмников.

2. Ужасная боеспособность армии Карфагена. Карфагенские наёмники оказались совершенно ненадежны: постоянно устраивали восстания и при удобном случае перебегали на сторону противника. Им не было дела до судьбы Карфагена, они хотели только получить свои деньги. А рекруты из числа нумидийцев и ливийцев вообще ненавидели карфагенян.

3. Желания карфагенских колоний выйти из-под влияния карфагенян. Помимо Ливии и Нумидии, многие финикийские колонии хотели также избавится от Карфагена.

4. Отсутствие каких-либо полководческих талантов у большинства карфагенских полководцев. Например, в битве при Адисе военачальники Бостар, Гасдрубал и Гамилькар встали лагерем а холме, сведя таким образом своё главное преимущество в виде слонов и кавалерии на нет.

5. Нежелание Карфагена продолжать эту войну. Римляне, как и карфагеняне, были вымотаны этой войной, но всё-таки довели начатое до конца.


После Первой войны всем было ясно, что следующая война неизбежна. Карфаген, потеряв своё влияние в Сицилии, считал должным вернуть себе былую славу и мощь, которую утратил в ходе этой войны.

На этом всё. Если кому-то это будет интересно, то я продолжу писать про Пунические войны и Римскую империю в целом.

Спасибо за внимание:3