Психоневрологический интернат. Часть 3 – Справедливость

Тема этой части может показаться кому-то весьма и весьма скользкой, кому-то, прямо скажем, неудачной (с моральной, например, стороны) и спорной. И пишу я ее, если честно, в первую очередь, для того, чтобы послушать ваши мысли на эту тему.

В интернате живут очень разные люди, социальный срез огромен – от инвалидов детства из обеспеченных семей, до схвативших за хвост удачу алкашей, волей судьбы пробравшихся сюда и доживающих здесь свой век. Да, да, в интернате живут не только инвалиды, над которыми жестоко «пошутила» природа, но и те, кто самостоятельно выбрал свой путь саморазрушения (тут, конечно, оценка исключительно моя, не претендую на истину в последней инстанции ни в коей мере). Я, работая в отделении милосердция (для многих это последняя ступенька, сюда приводят, в том числе, и просто доживать свои последние дни), зачастую вижу финалы жизненных историй совершенно разных людей. И вот о чем я задумался.

Лично я могу оценить жизненный уровень в заведении как средний или чуть выше среднего. Если отбросить в сторону то, что больных лишают свободы передвижения и заставляют жить по относительно строгому графику (строгому в плане соблюдения его каждый день, а так, того же свободного времени вагон, к тому же стоит помнить, что большинству больных в силу своего физического и душевного состояния совершенно наплевать на подобные мелочи), то получается, что они живут лучше достаточно большого количества населения, да что уж там говорить, земного шара. Пятиразовое питание, своевременное медицинское обслуживание, чистые вещи, телевизор и библиотека, компьютеры для «продвинутых» и т.п.

И, вот, наблюдая за всем этим, я задаюсь вопросом – есть ли что-то справедливое в таком распределении? Конечно, я сразу оговариваюсь про себя, что в отношении тех же «детей» про которых я писал раньше, такие рассуждения вряд ли возможны, но многие остальные…
Был у нас такой пациент В. С виду весьма неприятный и упертый старикашка, но таких много. Бывает, я относился к нему достаточно ровно до того момента, пока не узнал его историю. Оказывается, в интернат он попал не один, а вместе с дочерью. Дочь сейчас живет, естественно, в другом отделении. В. уже год, как умер. А попал он сюда за то, что много месяцев подряд избивал и насиловал ее – дочь-инвалида. На этой почве он окончательно тронулся умом (ей это тоже на пользу явно не пошло).
Больной К. – жутчайший алкаш. Всю жизнь пил, издевался над семьей, пережил операцию по удалению опухоли, едва не умер, но характер свой не изменил – до самой смерти (за исключением последних недель, пока лежал с переломом ноги) чихвостил всех матом и иногда лез в драку.
И это не единственные такие история. В разных отделениях сидят люди, которым позавидуют психи из дисишного «Аркхема».

И наблюдая за всем этим, можно ли не задать себе вопрос? Справедливо ли такое милосердие? Почему оно оказывается тем, кто, возможно, его не заслуживает, почему силы и средства уходят на поддержание тех, кто даже не задумается о ценности подобных вещей?