Прядильные растения: лен (прядение)!
Вымачивание льна. Баллоны в реке во время мочки. Фото с сайта: krassev.booksite.ru.
В фондах Ботанического музея представлены все стадии обработки льняного волокна по традиционной технологии. В течение многих веков эта технология оставалась неизменной.
Посеву льна в конце мая был посвящен праздник «Семь дев», в народе говорили: «Сеют лен у семи Алён», «Лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую – семя летит». Собирали лен в конце лета.
Для всех операций существовали свои названия. Сперва его «теребли». Захватывали у самой земли рукой и выдергивали с корнем, связывали в снопы и рядами расставляли на полосе для сушки.
Мятье льна, «Крестьянка из Тульской губернии», 1910. Фото с сайта: vk.com.
Подсохшие снопы везли с поля в специально построенное для обмолота здание – гумно. На пол гумна укладывали снопы и деревянными колотушками били по льняным головкам. Выколоченное льняное семя заметали метлой в большую кучу, а затем провеивали лопатами на ветру.
Трепание льна. Фото с сайта: liveinternet.ru.
Затем «стлали». Обмолоченный лён растирали по полю рядами и оставляли на 2-3 недели, чтобы роса и дожди смягчили стебли. После «мяли». Досушенный лён, занозистую льняную «тресту» (термически обработанную льняную солому) разминали мялками. Сначала использовали тяжелую «мялицу», которая разламывала одеревеневшую часть стебля льна – «костицу»– и частично ее удаляла.
Затем мяли на легких «бросальницах»; после этого «трепали». Чтобы очистить измятый лён от остатков жесткой части стебля (кострики или костры), левой рукой держали «повесмо» (пучок льна) на весу, правой били по нему тонким ребром трепала (похожее на деревянную лопатку) и «очёсывали».
Сначала крупной железной щеткой чесали лён, в результате чего получали волокно низкого сорта – «изгреби» (паклю). Затем – щеткой, сделанной из щетины, получали волокно среднего качества – «пачеси». Оставшееся в «повесме» (пучок льна, который можно удержать в горсти) волокно – лучшее волокно, используемое для пряжи.
После очеса скатывали кудели и принимались прясть. Пряжу с веретен перематывали на мотовило, считая и перевязывая нити. 60 нитей – «пасмо». Для хорошего холста из 9 веретен наматывали 1 мот «деветерник». Это была основа будущего холста. Моты нитей мыли и вымораживали, чтобы они стали светло-серебристыми.
И наконец ткали. Этот процесс делали на кроснах – ручном станке. За день хорошая мастерица ткала одну стену простого холста – 6-7 метров. Две стены – около 15 метров - называется концом. Холсты белили в ольховой золе, на снегу, а летом - под солнцем.
Приглашаем всех любителей ботаники присоединиться к нашему сообществу в ВК, там вы найдете ещё больше интересных рассказов и красивых фотографий из мира растений!
Дебри ботаники
351 пост190 подписчиков
Правила сообщества
В постах и комментариях сообщества запрещены мат, другие ругательства и оскорбления друг друга. Люди, давайте быть добрее!