Просто рассказ о лифтах, часть 2
И снова здравствуйте.
В прошлом посте я попробовал рассказать, что лифт это не просто будка с движком, а довольно сложное техническое устройство, с которым многие из нас сталкиваются ежедневно, но видят его только как пассажиры, поэтому возникает много домыслов, страхов или наоборот, бездумного поведения в этом полезном, а при грамотном обслуживании и бережном отношении - безопасном устройстве.
Рассказ этот носит просветительскую миссию для условного пассажира, в дебри нюансов постараюсь не заводить, нюансы можно будет пообсуждать в комментариях, лифтовиков-пикабушников приглашаю к дискуссиям, нас тут много ))
Как оно ездит в принципе.
В данном посте будут рассмотрены устройство и принцы работы лифтов, которые наиболее распространены в моем городе, а именно производства Щербинского и Могилевского завода.
Так как речь пойдет об общем устройстве, то всё ниженаписанное в той или иной мере справедливо как для новых моделей этих заводов, так и для импортных лифтов, никто заново велосипед не изобретает, вопрос лишь в исполнении.
1) Общее устройство
Все лифты устроены практически одинаково(немного отличаются гидравлические).
Основные действующие лица:
-Лебедка
-Станция управления
-Кабина
-Противовес
-Ограничитель скорости с натяжным устройством(ребята работают в паре)
- Шахта с направляющими, по которым вся эта хрень движется
-Тяговые канаты, чтоб это как то друг с другом связать
Если чего то из вышеперечисленного нет, то это скорей всего не лифт ))
2) Кинематика
В общем и целом все это выглядит так:
-
Существует еще куча вариантов расположения лебедки\кабины\отводных блоков. Но для понимания достаточно обычного варианта с лебедкой в машинном помещении и прямым вариантом подвески, т.е. когда кабина и противовес висят на шкиве лебедки, которая и приводит в движение всю систему.
3) Динамика.
Итак. У нас есть кабина, лебедка, противовес.
Напоминаю, лебедка выглядит так:
На картинке очень хорошо видно, что это никакой не барабан, на который наматываются канаты, ни звездочка с цепью, это круглый шкив с ручьями под канаты( на фото хорошо видно,что канатов 6). Это Могилевская лебедка грузоподьемностью 630кг, на пассажирском с г\п 400кг будет 3 каната. Меньше канатов не может быть в принципе для пассажирских лифтов.
Потому стоит с огромным скепсисом относиться к разным слухам из разряда "лифт оборвался".
Серьезно?
Каждый канат на этой лебедке диаметром 10.5 мм. Каждый выдерживает рабочую нагрузку в 1200кг(расчетная) и 6000кг на разрыв. А их тут 6. Потому не стоит верить журналистам, изнасиловавших ученого( или наоборот)...
Так собственно, а как этот круглый шкив крутит всю эту шляпу? А тут нам приходит в помощь физика.
Вот вам картинка с допусками. Как мы видим, канаты не лежат каждый в своей канавке(ручье), вернее не лежат на дне ручья, а находятся в клиновидном углублении, за счет чего сила трения такова, что за счет её шкив тянет за собой канаты, а соответственно кабину\противовес туда, куда ей собственно надо, канаты не скользят при вращении шкива, ничего там не буксует. Почему? а из-за веса кабины и противовеса, которые прижимают этот канат к ручью. Лифт грузоподъемностью 400 кг это не пушинка, один только противовес весит в районе 600кг, кабина пустая килограмм 200. А знаете почему противовес тяжелее кабины даже с нагрузкой??? а это чтоб при отказе тормозов\обрыве венца и условии свободно крутящего шкива, не вы разбились об приямок, а ебнулся противовес, а вы бы остались живыцми под перекрытием на последнем этаже ))) Шутка. Это чтоб лебедке проще тягать вас было )))
4) Направляющие
Вы увидели половину действующих лиц, участвующих в передвижении лифта, но он же не может болтаться в шахте как небезызвестная субстанция в проруби, поэтому за прямолинейное движение лифта отвечают они - "направляющие". Условно говоря - это рельсы, по которым ездит кабина и противовес. Половина жалоб на скрипы\тряску\ стуки от жильцов - это они, родимые.
Как они выглядят
На переднем плане видны направляющие кабины(рельсы слева и справа), на заднем плане направляющие противовеса. Как видно из картинки противовес ходит впритирку с кабиной( по факту там 5-20см), направляющие кабины представляют куски почти тавра
Длинной 3.5 метра, которые соединены друг с другом болтовыми соединениями, собственно на этих стыках ваш лифт и стучит. Особенно если он ездит по ним с чугунными вкладышами, а не пластиковыми, впрочем это уже следующая история...
Сорян за скомканность если что, академиев мы не кончали )))