Пропускная система в Москве для грузового транспорта

Пропускная система в Москве для грузового транспорта Пропуск, Пропускная система, Пропускной режим, Длиннопост

С 1 января 2022 года вступают в силу финальные крупные нововведения в пропускной системе для грузового транспорта в Москве. Часть из них этих инноваций уже действует с 1 июля 2021 года и коснулась широкого круга владельцев грузового транспорта - среднетоннажников от 3,5 то 12 тонн. Прежде о пропусках знали, как правило, владельцы крупнотоннажного транспорта (от 12т); простые обыватели если и слышали что-то о грузовых пропусках, то очень поверхностно.

С нового года для въезда и движения по Москве будет необходимо оформлять ночной пропуск для всех грузовиков от 3500 кг. До этого времени ночная работа для этих транспортных средств не требовала специальных разрешений и многие грузоперевозчики просто переориентировали свою работу на ночное время, дабы не получать дневной пропуск. Теперь хоть какой-то пропуск но придётся оформлять.

В профессиональном сообществе грузоперевозчиков и владельцев грузовых транспортных средств существует абсолютное неприятие данных ограничений; это неудивительно, поскольку они воспринимаются как препятствия для ведения бизнеса.

Уже три с половиной года я занимаюсь проектом по обучению предпринимателей официальному оформлению пропусков в Москву для грузового транспорта.

Эта сфера как правило находится вне фокуса основных бенефициаров пропускной системы - горожан Москвы. Многие скорее всего даже не знают о существовании таковой и не задумываются о ней. Остальные так или иначе что-то слышали, но как и я прежде, глубоко убеждены в тотальной коррумпированности этой системы и невозможности получения пропуска без взяток или связей.

Я хотел бы рассказать о пропусках как человек, который причастен к их регулярному получению. Без взяток. Без связей в департаменте. Без волшебных формул и заклинаний. Без последующих аннулирований.

Система грузовых пропусков была реализована в столице в 2013 году на основании постановления правительства Москвы, принятого еще в 2011 году. За это время произошло немало нововведений в процедуре оформления пропусков, например, переход с бумажных носителей на полностью цифровое оформление через мосулуги. Сама пропускная система зарекомендовала себя как эффективная, вопреки общему мнению профессионального сообщества.

Основные задачи, которые выполняет пропускная система в Москве в целях уменьшения пробок это:

- Перераспределение грузового транзита со столичных дорожных сетей на подмосковные объездные трассы. Грубо говоря, транзитные грузовые перевозки не должны осуществляться по МКАДу. Например, фура, везущая груз из Санкт-Петербурга в Ростов-на-Дону должны воспользоваться объездом по дорогам Московской области, в частности на сегодняшний день избрать путь по ЦКАД, снижая нагрузку на столичные магистрали.

- Перераспределение оставшегося собственно московского грузового траффика на дневной и ночной. Идея здесь такая: переместить весь грузовой транспорт по возможности на ночное время, когда дорожная ситуация более свободная; а дневное время оставить для перемещений легкового транспорта, малотоннажного грузового и оставшегося грузового, который не может работать ночью.

На первый взгляд власти с поставленными задачами справляются не то чтобы успешно: пробок не становится существенно меньше.

Но здесь надо понимать, что ограничительные меры вводились в столице в ситуации, когда город уже прочно стоял в дневное время. Во-вторых, при решении данной проблемы в принципе не может идти речи о сокращении траффика в разы; даже снижение его на 10% это уже победа. Не забываем о галопирующих ростах количества как грузового так и легкового транспорта как в столичном регионе, так и в России. Получается, что рост числа автомобилей шел в разы, но при этом благодаря пропускной системе удалось снизить плотность дневных пробок на 10-15%

Пропускная система в Москве для грузового транспорта Пропуск, Пропускная система, Пропускной режим, Длиннопост

Как можно убедиться из графика загруженности Москвы в 2013-2017 годах именно такие показатели и были достигнуты. Но убедиться в эффективности принятых мер можно и на дорогах. Для этого достаточно выехать на МКАД с началом ночного периода после 23-00: городские магистрали в основном заняты именно грузовым транспортом, который и оказался оттеснен на это время с дневного. Представьте, что все эти машины толкались бы днем.

После таких аргументов сомневаться в эффективности выполнения задач пропускной системы не приходится, но остаются неприятные для Департамента Транспорта Москвы вопросы честности, справедливости и прозрачности процедуры оформления пропусков.

Основная и главная претензия профессионального сообщества к пропускной системе - коррупционная составляющая. За прошедшие без малого 10 лет выросла целая индустрия по платным услугам в сфере оформления пропусков в Москву, большая часть из которых лежит в серой зоне: пропуска оформляются на фирмы-однодневки по липовым договорам аренды и не менее фиктивным договорам перевозки.

Эти услуги настолько же дороги, насколько и востребованы, и для этого есть несколько причин.

1. Система грузовых пропусков в Москве - это разрешительная система, а не уведомительная (или дозволительная), то есть общее правило это именно запрет на въезд и движение, а сам пропуск - это разрешение в виде запрета при соответствии некоторым требованиям. Поэтому пропуск возможно получить не для всех и не всегда.

2. Некоторые категории потенциальных заявителей на пропуск прямо отсечены от такой возможности: например, транзитные перевозчики. Для получения пропуска у вас хотя бы одна точка, погрузка или выгрузка, должны находиться в Москве. Другая категория - это физические лица. Дело в том, что пропуск выдается в основном для осуществления грузоперевозок по договору, то есть коммерческой деятельности. Физики у нас предпринимательством могут заниматься только в случае регистрации в качестве ИП, соответственно единственный способ получить пропуск для частников легально - это оформить его на проезд к месту жительства. С чем и проблемы: далеко не все перевозчики живут в Москве, а если и живут, то зарегистрированы, а если и зарегистрированы - то в нужной зоне (их всего три: МКАД, ТТК, СК). И вот именно эти то физики и являются основными потребителями услуг по оформлению пропусков на однодневки. У них просто нет другого пути, работать-то надо (хотя, почему бы не оформить ИП или как это стало возможно с 1 июля - самозанятость?)

3. Сама процедура оформления пропуска не прозрачна, она чрезмерно забюрократизирована и самое главное она имеет антигражданский характер. Непрозрачность процедуры связана с отсутствием четких критериев по принимаемым Дептрансом решениям. Да, существуют регламенты и инструкции, прописанные прямо в интерактивной форме запроса на Мосуслугах, но, например, отказы в выдаче пропуска никак не обосновываются и содержат только цитирование нормы, на основании которой отказано. Конкретные причины отказа можно узнать только по индивидуальному обращению за разъяснениями в течение 30 дней. Забюрокрачен процесс из-за обилия ненужной предоставляемой информации, например сведений о водительском удостоверении. Антигражданская позиция Мостранса выражается в его политике, по которой он заявителей считает врагами государства а не наоборот, действует в интересах заявителей. Как я люблю повторять на обучении оформлении пропусков: все сомнения трактуются против заявителя. Как будто этот орган существует не для горожан, не для тго, чтобы облегчить им жизнь, в том числе и предпринимателям, занятым в сфере грузоперевозок и поставок, а для каких-то иных целей. Короче, мне кажется Дептранс сам заинтересован в усложнении процедуры получения пропуска и не всегда это идет в интересах именно города.
Правда, в последнее время многое меняется, в том числе и благодаря новому руководству.

4. Неподготовленность самих предпринимателей к процедуре подачи. Многие из них просто даже не знают, что есть регламент, который регулирует весь процесс, что есть какие-то правовые и просто разумные требования к прилагаемым к запросу документам, и так далее. Например, нельзя прилагать фотографии документов на машину, только скан-копии. Что договор должен быть подписан с обеих сторон и так далее.

В общем, проблем не мало и если эта тема вызовет интерес у читателей Пикабу я ее продолжу в следующий раз