Пролетая над Чегемом

Нигде в Кабардино-Балкарии не смотрят на небо чаще, чем в Чегемском ущелье и селе Эль-Тюбю. Спортсмены с загорелыми обветренными лицами, туристы, прибывшие налегке, местные жители, поднаторевшие в метеорологии не хуже специалистов, балкарские девушки, прикидывающие, сколько еще хычинов придется испечь сегодня, и пастухи, уводящие овечью отару подальше из ущелья, пока летный день в разгаре — все задирают головы и смотрят вверх. Потому что от неба здесь зависит все: есть погода — есть полеты — есть работа.


— В конце 80-х годов дельтапланеристы искали в Кабардино-Балкарии новые места для полетов и забрели в наше ущелье. Неожиданно оказалось, что это классное летное место, лучше многих! С одной стороны, легко выпарить, то есть взлететь, быстро набрать высоту, с другой — летать сложно и интересно! В 90-е годы в России зародился парапланеризм, понемногу к нам потянулись пилоты всех видов сверхлегкой авиации.

Когда я учился в школе, любил приезжать, смотреть, как они здесь летают, — рассказывает Марат Мушкаев, организатор и владелец парадрома «Чегем».

Пролетая над Чегемом Длиннопост, Кавказ, Параплан, Путешествия, Не мое, Видео

«Здесь будет… парадром»


— Спортсмены стали приезжать по 30−50 человек в год, небольшими группами. Тогда здесь был колхоз: повсюду кошары, сенокосы, пастбища. Пилоты взлетали с горы, приземлялись в ущелье и пугали овечек. Бывало, пастухи их прогоняли, только они все равно пробирались. Экстремальные ребята: если на горе можно летать, ни грозные джигиты, ни бездорожье, ни отсутствие сервиса их не остановят.

Пролетая над Чегемом Длиннопост, Кавказ, Параплан, Путешествия, Не мое, Видео

Но никто не собирался разворачивать для них сервис — сельское хозяйство было важнее.

А в начале 2000-х я случайно оказался на Чемпионате России по парапланеризму на Юце, а потом на соревнованиях в Домбае. Там увидел, как много людей занимаются этим спортом.

Я учился в университете в Нальчике и хотел вернуться в село — помогать семье. В селе с работой было тяжело: один вариант — сельское хозяйство, а от колхоза уже почти ничего не осталось. Можно выходить на туристический базар у Чегемских водопадов, но там уже сотня торговцев, большинство — женщины.

Я связался с сообществами парапланеристов и дельтапланеристов, стал приглашать их на полеты в Чегем. В 2004 году сколотил небольшую будку под кафе, сделал навес, поставил туалет и душ. Раньше на этой территории был сенокосный участок нашей семьи.


В 2008 году зарегистрировал Федерацию спорта сверхлегкой авиации Кабардино-Балкарии, с тех пор каждый год проходят соревнования и фестивали.

Вначале я не представлял, что ущелье станет таким известным, думал, смогу привлечь немного больше спортсменов, буду возить по местным достопримечательностям. И селяне сомневались — многие не верили, что здесь будет парадром. Но мама и брат меня всегда поддерживали, помогали в работе.

А сейчас нет летающего человека, который не слышал бы про Чегем. В прошлом году у нас в лагере останавливались 1200 человек: парапланеристы, дельтапланеристы и их семьи и друзья. Еще больше туристов выходного дня — тех привозили организаторы автобусных экскурсий.

С фермерами, которые держат скот на кошарах, мы тоже договорились: овечьи отары переводят по ущелью, когда нет полетов.


Туриндустрия снизу


— В Эль-Тюбю — 67 домов, это примерно 260 жителей. В кафе на парадроме помогают восемь девушек, в высокий сезон привлекаем и больше. Несколько женщин работают в селе — готовят полуфабрикаты.

Пролетая над Чегемом Длиннопост, Кавказ, Параплан, Путешествия, Не мое, Видео

Есть для селян и вариант дополнительного заработка: они оставляют тут на продажу полезные для туристов вещи — вязаные носки и шапки, горный чай, мед.

Многие принимают туристов на ночлег. Например, все майские праздники дома в Эль-Тюбю были загружены. Но летом большинство спортсменов живут в палатках на поляне.

Пока парадром не способен обеспечить работой всех жителей села, но в будущем может случиться так, что в Эль-Тюбю не хватит рук. Придется привлекать людей из соседних сел, а там, есть такой шанс, и молодежь начнет возвращаться из города.


«Мне интересно организовывать»


— Почему я сам не летаю? Как объяснить… У меня нет внутреннего желания. Зимой я катаюсь на лыжах — постоянно слежу за снежным прогнозом, ищу время для поездки на склоны. А к полетам у меня нет такого рвения.

Я много раз летал в тандеме с инструктором. Проходил наземную подготовку — это первый этап обучения полетам. Знаю теорию — правила полетов. Пришлось научиться разбираться в местной аэрологии, в метеорологии, чтобы прогнозировать погоду. В ущелье свой микроклимат и свои условия. Сначала пилоты приезжали, осматривались и спрашивали: «А как здесь летать?» Все это я изучил, чтобы объяснять.

Пролетая над Чегемом Длиннопост, Кавказ, Параплан, Путешествия, Не мое, Видео

Мне нравится, что к нам едут люди со всей страны. Хочется, чтобы наше село развивалось. Сначала мы работали с очень скромными результатами, а пару лет назад денег стало хватать на развитие территории. Мне интересно организовывать! Мечтаю, чтобы наш парадром стал самым известным и лучшим в России.


Агротуристы-экстремалы


Сейчас я сотрудничаю с турфирмами из Минвод, Волгограда, Краснодара, Ростова-на-Дону, Ставрополя. Эти фирмы привозят в ущелье туристов, которые летают на парапланах с инструктором, катаются на лошадях, гуляют по туристическим тропинкам в горах.


С начала 2016 года я начал развивать экотуризм. Сотрудничаю с турфирмой в Уфе, она каждый месяц отправляет к нам группу на недельный тур. Люди селятся в домах у местных жителей в Эль-Тюбю и погружаются в сельский быт балкарской деревни.

Экология у нас хорошая: мы пьем воду из горной реки — такая она чистая! Конечно, не подходим к ней с черпаком — сделали водопровод, у всех вода течет из кранов. Не видел, чтобы у кого-то дома стояли кулеры.

Туристы учатся ухаживать за животными, готовить балкарский сыр, хычины и другие национальные блюда. Посещают достопримечательности: в селе есть сторожевая башня XIV века, недалеко расположен древний город со склепами, граница с Грузией — там красивые места. Когда летная погода, день отводится на полеты на парапланах.


От Чегема до Эльбруса


— Почему Чегем интересен пилотам? Здесь подходящие погодные условия: с мая по октябрь — основной сезон, летать можно почти каждый день. Могут выдаться два-три нелетных дня в месяц. Шикарные условия, ведь обычно на летных площадках погоду приходится ждать неделю.

Здесь красиво! Лучшая наша реклама — фотографии в социальных сетях. Люди, приехавшие впервые, часто говорят: «Не представляли, что в России есть такие красивые места!»


Я тоже веду блог, у меня есть страницы в Инстаграме, Вконтакте, Фэйсбуке — рассказываю там о погоде и полетах на парадроме.

И, наконец, здесь есть условия для полетов разного уровня сложности: есть «песочница» для новичков, есть места для среднего уровня подготовки. Самые опытные летают на Скалистый хребет — это самые высокие скалы. А вот продвинутым пилотам с амбициями интересно сделать многокилометровый маршрутный полет.

Несколько лет назад краснодарский пилот Виталий Галайчук пролетел от Чегемского ущелья до Эльбруса и обратно. Три часа в воздухе, около 120 километров. Он летел на высоте 4−5 тысяч метров без кислородного баллона — это опасно! Помогла хорошая физическая форма, он занимается плаванием и сноубордингом, привык к перегрузкам. Больше такой полет никто не повторил. Некоторые пилоты считают, что спортсмен неоправданно рисковал. На пути почти не было мест для посадок — не было права на ошибку. Но я знаю, что он долго выбирал погоду и все просчитал.

Сейчас другой пилот — Алексей Иванов из Перми — мечтает пролететь от Чегема до Юцы — этот маршрут еще никто не делал. Тоже нужна подходящая погода.


МЧС на договоре


— Мы имеем дело с экстремальным активным отдыхом, бывают летные происшествия, травмы. Но проблем с полицией у нас не было: по закону, каждый пилот отвечает сам за себя.

В этом году мы, как спортивная федерация, заключили договор с МЧС Кабардино-Балкарии: с 1 мая по 31 октября здесь будут дежурить спасатели со снаряжением, машинами и квадроциклом. Пока для нас это на платной основе, но я надеюсь, что в будущем республика сможет финансово помочь.

Конечно, я тоже буду участвовать в делах спасотряда. У меня большой опыт подобных работ, хотя я не специалист. А случаи в практике бывали разные — и грустные, и обыденные, и смешные.

В прошлом году мы пять часов несли с горы пилота. Он упал на вершине и сообщил по рации, что все плохо: сломал позвоночник и ногу. Мы собрались с ребятами, взяли снаряжение и пошли к нему через колючки, крапиву, деревья… Нашли его, спустили вниз на носилках. А он уже внизу встал и пошел — сказал, что лучше себя чувствует! Предложил купить нам пива… Конечно, я сдержал ребят, но ему говорю: «Ты лучше в палатке не ночуй сегодня, а то парни на тебя злые».


«Что у нас случилось?»


— Когда я начинал работать, мне иногда звонили московские пилоты и спрашивали: «А что у вас там случилось?» Оказывается, в новостях передали, что в республике объявлен режим КТО. А здесь, в 80 километрах от Нальчика, я ничего не знаю! Отвечал вопросом: «А что у нас случилось?» 

Иногда ко мне подходили пилоты и интересовались: «Ничего страшного, если я прогуляюсь по селу? А если я заговорю с местными жителями?»

Бывает, заходят разговоры про опасных горцев, я шучу над туристами. Говорю: «Сейчас отправим вас работать на кошару — корову доить, сыр варить».

Теперь страха стало меньше. Да и у нас особенная публика — экстремалы. Конечно, если в республике будет действительно небезопасно, к нам не приедут. Но в реальности тут спокойнее, чем в Москве.


Два «уазика» и грузовик


— У нас есть два «уазика» и грузовик, на этих машинах мы завозим пилотов на гору — к стартовым площадкам.

Пролетая над Чегемом Длиннопост, Кавказ, Параплан, Путешествия, Не мое, Видео

Да, знаю, что кавказские ребята любят тюнингованные легковушки, но это не про меня. Да и здесь горы, бездорожье! Каждый день я езжу на «уазике» — он мне нравится, не хочу другую машину.

Нашим туристам интересно кататься по горам на грузовике! Они могут поехать в европейский тур с цивилизованным отдыхом, но это давно приелось. Людям нравится погружение в диковатый быт горного села.


Уважайте горы


— А эта дикая природа должна остаться. Если рядом с ущельем будут глобальные постройки, климат может измениться, и мы потеряем летное место.

Я прошу правительство республики не планировать поблизости большой застройки. Хорошо, что мы находимся далеко от развитых городов и поселений — сторонним инвесторам мы не интересны. Из-за полетов в ущелье даже не проведешь обычное электричество: нельзя летать рядом с проводами.

Пролетая над Чегемом Длиннопост, Кавказ, Параплан, Путешествия, Не мое, Видео

Горы не любят, когда в их жизнь вмешивается цивилизация. А предложения по бизнесу я иногда получаю — сейчас хочу построить небольшую гостиницу для пилотов. Возможно, привлеку других предпринимателей.

Но здесь нужны люди, которые готовы чутко и уважительно относиться к местным горам. Уважаешь их свободу — они дают многое, нет — могут забрать все. Нужно быть готовым идти новым путем, жертвовать быстрой прибылью. Только так у этой земли есть будущее.



Источник: https://etokavkaz.ru/ekstrim/proletaya-nad-chegemom