Профессор объяснил, что лежит в основе открытия нобелевских лауреатов по физике

Исследования черных дыр имеют чисто фундаментальный интерес и обогащают наши представления об окружающем мире, в данном случае — мире дальнего космоса, заявил 7 октября ИА Красная Весна доктор физ-мат наук, профессор СФУ (вуз-участник проекта 5-100) Сергей Карпов.

Профессор объяснил, что лежит в основе открытия нобелевских лауреатов по физике Черная дыра, Нобелевская премия, Физика, Космос, Научпоп

Накануне Нобелевские премии по физике получили Роджер Пенроуз (Великобритания), Рейнхард Генцель (Германия) и Андреа Гез (США) за исследования черных дыр.

По словам Карпова, черные дыры, предсказанные еще в начале ХХ века, до недавнего времени были объектом лишь теоретических исследований. «В основе открытия Нобелевских лауреатов этого года лежит одна из самых гениальных научных работ XX века, опубликованных в 1915 году Альбертом Эйнштейном — общая теория относительности (ОТО), она же по сути — теория гравитации. Именно на основе изложенных Эйнштейном идей были высказаны предположения о возможности существования черных дыр», — объясняет ученый.

Профессор напомнил, что уже в 1916 году немецкий физик Карл Шварцшильд, решая уравнения ОТО, описал гравитационное поле, созданное центрально-симметричным распределением масс. Это решение содержало гравитационный радиус тела, определяющий размеры объекта со сферически-симметричным распределением вещества, который не способны покинуть даже фотоны.

А в 1965 году британский физик Роджер Пенроуз в журнале Physical Review Letters опубликовал статью под названием «Гравитационный коллапс и пространственно-временные сингулярности». Эта работа послужила основанием для начала поисков черных дыр экспериментальными методами.

«Развитие инструментальных методов исследования, создание нового поколения гигантских телескопов и сверхчувствительных панорамных фоторегистрирующих устройств, позволяющих получать изображения не только в видимом, но и в инфракрасном диапазоне спектра, открыло возможность заглянуть в центр нашей галактики, ранее недоступный для наблюдений из-за плотных облаков космической пыли, концентрирующихся в этой области.

Астрофизики Райнхард Генцель из Германии и Андреа Гез из США около 10 лет назад обнаружили в центре нашей галактики гигантские звёзды, с невероятно быстрым орбитальным вращением вокруг какого-то невидимого объекта. Это и стало косвенным подтверждением гигантской массы центрального тела. Ничем иным, кроме как черной дырой оно быть не могло», — говорит Карпов.

Научные результаты нынешних Нобелевских лауреатов открывают новые горизонты в изучении компактных и сверхмассивных космических объектов, утверждает профессор. И это лишь первый шаг на пути дальнейших исследований, на котором предстоит ответить на множество новых вопросов, которые ждут ответов и мотивируют новые научные поиски.

Причем эти вопросы касаются не только экспериментальной проверки ОТО в экстремальных условиях вблизи черной дыры, но и оценки степени опасности этих объектов, поскольку они рассредоточены по всей галактике, а не только в ее центре, заключает доктор наук.

Беседовала, видимо (или невидимо), физ.-мат. редакция Красной Весны