Профессиональный жаргон и семантика в переговорах
Привет! Занимаясь продажами более 20 лет, хочу поделиться своими наблюдениями.
Профессиональный жаргон. В каждой профессии он есть, он применяется в общении между сотрудниками и выглядит абракадаброй для сторонних людей. Но будучи внутри, мы об этом совсем не думаем. Как часто вы выступая в роли клиента, слышали незнакомые слова и понятия в общении сотрудников? Я уверен, часто. Что это дало вам? Ничего, кроме чувства неловкости - вроде как на одном языке говорим, но понимания нет или, что еще хуже, двусмысленность.
В русском языке существует понятие семантический барьер. Вот его определение:
"Семантический, то есть смысловой, барьер возникает в том случае, когда люди обозначают одними и теми же знаками (вербальными и невербальными) совершенно разные вещи, что создает иллюзию общения.
Семантический барьер может вызвать:
• несоответствие тезаурусов партнеров (лингвистического словаря языка) смысловой информации;
• разные лексиконы партнеров;
• социальные, психологические, национальные, религиозные и другие различия.
Семантический барьер возникает также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур. Незнание национальных особенностей партнеров, как вербальных, так и невербальных, порой приводит не только к коммуникативным казусам и барьерам, но и к срыву переговоров, к несостоявшимся сделкам". (С).В моей практике был случай, когда клиент заказывал мебель. Продавец заполнил документы, разместил заказ, производство сделало, а клиент отказался. Он имел в виду немного другое)).
Проблему решили, разработали специальный, очень подробный бланк заказа, для заполнения продавцом. Им это естественно не понравилось - время деньги, а тут 44 пункта.
Я собрал отдел на совещание и вместо долгих мотивирующих речей попросил закрыть глаза и представить в воображении слово Стол. И по одному потом подойти и подробно описать его мне.Из 12 менеджеров почти совпали "столы" только у двоих)) О чем я им и рассказал.
Бланки заполнялись очень ответсвенно и недопониманий с клиентами больше не было.
Следующее, на что я обратил внимание, на поведение клиентов, которые общаются с менеджером использующим проф. жаргон. Помню случай, когда менеджер при клиенте выясняла с конструкторами технические моменты а мужчина средних лет, представительный нервно подергивал коленом. Выждав прим 30 минут, он сказал продавцу, что спешит и поспешно удалился. Я нагнал его на крыльце салона и честно спросил - что не так? И он, закурив, мне ответил:
- У меня техническое образование, я собственник компании, но я через слово понимаю, что говорит мне эта барышня! Чувствую себя учеником невыучившим урок!. Мы вернулись и оформлением я занялся сам. Все получилось, даже шампанское клиент нам потом передал.
Но с этого дня, мои менеджеры, каждое утро репетировали обычный язык общения без профессиональных терминов. Вместе с утренним кофе)))
Подобрать понятные значения-синонимы, кстати, не сразу хорошо получалось. Искали вместе, чтоб клиенту, как ребенку, просто и доступно. Например - Ресепшн. Как бабушке за 60 обьяснить?
А был заказ, офис компании обставляли, а закупщица - теща собственника.)) Она ресепшн кроме как тумбой для секретутки не называла. Такие вот, коленкоры
Бизнес
2.6K поста32.8K подписчиков
Правила сообщества
Разрешены только посты с тегом "моё".
Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.
Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.
Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".
Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.