1661

Pro запах мозга

Всем добра

Был период в моем студенчестве , когда я работала в хирургической реанимации многопрофильной больницы. Обычно студенты дежурят в будни ночь и в воскресенье сутки, потому что все самое незабываемое происходит ночью, когда отсутствует начальство . Днем на учебной практике тебе показывают идеальную прилизанную картинку - все такие в белых халатах, чистенькие , приличные, воспитанные, вежливые, плановые операции с полным предварительным обследованием, курации и консультации сложных пациентов заведующим отделением, а иногда даже обход руководством клиники, все на месте, все такие правильные.

А вот ночные дежурства- это как темная сторона: кто-то пьет, кто-то ласкается с любовницами в кабинетах, кто-то сидит на стреме и прикрывает этот праздник плоти, и в этот момент тебе дают интубировать пациента, ввести ему катетеры в разные отверстия и сосуды, потому что больше некому, парней же обычно приглашают ассистировать в операциях. Поэтому очень многие студенты подрабатывают в больницах или просто приходят на дежурства к врачам.

Я же устроилась на работу в хирургическую реанимацию. В ее cоставе был реанимационный зал - помещение с операционным столом и аппаратами УЗИ, передвижной рентген-установкой, аппаратами для наркоза и отдельно транспортный аппарат ИВЛ, всегда готовые наборы для экстренной хирургической помощи - для трепанации черепа, для полостных операций на брюшной, грудной полости и набором для травматологов. Обычно туда привозили самых тяжелых пациентов после ДТП, когда нет времени для проведения диагностических процедур, а нужно параллельно обследовать и оперировать, ведь счет идет не на минуты, а на секунды, да и везти пациентов после операции не 500 метров с операционной, а каких то 50, или вообще можно его оставить до стабилизации состояния.

Pro запах мозга

Одним ноябрьским вечером в 21-00 со скорой помощи нам поступает звонок о том, что нам в реанимационный зал везут пациента после ДТП. Бегу туда, выключаю кварц, открываю двери, готовлю растворы для обработки рук хирургов перед операцией. Анестезиолог-реаниматолог и анестезистка раскладывают свой стол, операционные медсестры накрываются, лаборантки наготове. С сиреной приезжает автомобиль СМП, пациента перекладываем с носилок на операционный стол и начинается работа. Неизвестный, мужского пола, возраст определить невозможно- все лицо в синяках, патологическая подвижность костей черепа, костей левой голени, гематомы на груди, животе. Разрезаем одежду, делаем рентген всего тела, берем кровь на анализы, врач ультразвуковой диагностики делает исследование...

Через 10 минут предварительный диагноз Автотравма (пешеход). Сочетанная травма головы, груди, живота, конечностей. Закрытая черепно-мозговая травма. Закрытая травма живота с кровотечением в брюшную полость. Закрытый перелом костей левой голени. Острая массивная кровопотеря. Травматический шок II степени.

Нейрохирурги, и общие хирурги намываются и начинается 2 параллельные операции - экстренная диагностическая лапаротомия для остановки внутрибрюшного кровотечения и экстренная декомпрессионная трепанация черепа. Я бегала от нейрохирурга к хирургу - когда еще девчонку пустят на такие операции. Это же так интересно- смотреть на совместную работу!

Операции началась, сгустки крови в брюшной полости, хирург проводит ревизию органов для поиска источника кровотечения. Парралельно нейрохирург разрезает кожу свода черепа, откидывает кожный лоскут, выпиливает кость, и в момент когда рассек твердую мозговую оболочку, мозги пациента на моих глазах выбухли в рану и разлетелись фонтаном по всей операционной: на меня, на нейрохирурга, на потолок, операционную лампу, что-то попало на хирургов и медсестер. Все же основная часть была на мне и нейрохирурге...Все остановились, смотрят на нас, покрытых ошметками мозгов и сгустками крови. Анестезиолог-реаниматолог, который выходил в соседнюю комнату определять группу крови пациента, единственный , на кого ничего не попало произнес:

-Всем спасибо. Время смерти 21-33. жду Вас через 1 час на забор крови на ВИЧ, гепатиты и сифилис. Я пошел писать.

Если опустить мат, который я услышала в этот момент, никто не сказал ни слова.

Мы потом долго отмывались. Еще дольше писали протокол операции. А я до сих пор помню запах человеческих мозгов - сыром...

У этой истории будет продолжение. Завтра.

Фотография взята с просторов интернета.

Всем добра.