87

Про вахту памяти

Вечная память героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны!

Из черноты майской ночи появился человек в
военной форме и нерешительно остановился у нашего костра. Ничего удивительного, в 1990 году на Всесоюзную вахту памяти под Смоленск съехались поисковики со всего, тогда еще целого, Советского союза и некоторые ходили в форме времен войны, а подойти к соседям по лагерю спросить чаю, спичек или просто поболтать, было обычным делом.
Мы, как было принято, предложили гостю присесть и чаю. Он согласно кивнул, сел ближе к огню и стал молча рассматривать нас каким-то непривычно изучающим взглядом.
Чтобы сгладить непонятно почему возникшую неловкую паузу, мы принялись наливать ему чай и одновременно спрашивать откуда он, имея в виду из какого отряда и какой республики или города. Он помотал головой, отказываясь от протянутой кружки и вместо ответа спросил: «Я гляжу вы тут копаете? Убитых достаете?»
Вот тут мы удивились и осторожно спросили в ответ: «А ты разве нет?»
Он снова помотал головой и сказал: «Я тут недалеко, там два дерева срослись, прям под ними.» Он показал рукой направление и продолжил: «Откопайте и меня тоже пожалуйста». Потом встал и шагнул в ночь. Словно его и не было.
Разумеется, следом за ним никто не побежал, мы сидели, словно примерзнув и молчали. Потом кто-то сказал, что может это кто-то пошутил, из тех, кому мы позавчера в костер незаметно взрыватель от гранаты кинули.
Ему возразили что это глупая шутка, но потом подумали и решили, что взрыватель в костер тоже не очень умно и снова задумались.
В таком виде нас застал старший отряда. Он дежурно порекомендовал идти спать, но заметив несвойственную нам задумчивость, спросил в чем дело? Услышав наш рассказ, вообще не удивился, присел к огню, закурил, высказался в том духе, что всякое бывает, и что завтра пойдем посмотрим.
На следующее утро первым делом пошли посмотрели. Он лежал неглубоко, почти сразу под дерном. Скелет практически целый, даже обрывки формы сохранились, а главное сохранился пенал с личными данными.
Пенал мы сдали в штабную палатку как полагалось, но где его нашли и как, почему-то не сказали. И между собой этот случай не обсуждали.
Прошло уже больше тридцати лет, а я до сих пор не знаю, что это было.