Про обезьяну и Шекспира

Это продолжение прошлого поста. Так сказать доказательство, того что нами таки правит инстинкт, просто он более сложный.


Есть такой раздел математики: теория игр.

Джон Нэш доказал, что для любой некооперативной игры есть “идеальная стратегия”, которая позволяет не проиграть. Если все участники будут ей следовать, то для каждого вероятность выиграть равна 0.5. Проблема в том, что при таком подходе новые знания не имеют смысла. Что бы противник не делал, ему будет только хуже.


Докажем, что для вероятностной игры таких стратегий бесчисленное количество.


Раз игра вероятностная, то в ней существуют не идеальные стратегии S1..Sn с вероятностью выиграть 50%. И какие-то из этих стратегий являются контрстратегиями другим. Проблема в том, что никакая из этих стратегий сама не работает, так как соперник может подобрать контрстратегию Si. Например для покера если вы всё время будете ждать верной комбинации, то противник просто вас заблефует.


Однако мы можем создавать новые стратегии, перебирая существующие стратегии бесконечное количество раз случайным образом и тогда никакой контрстратегии не существует в принципе. А сумма вероятностей все так же равна 0.5.


То есть для вероятностных игр играть «наобум» и играть по идеальным правилам дает одно и то же.


А кто же тогда выиграет в вероятностной игре? Тот, кто сможет правильным образом манипулировать соперником, создавая для этого новые и новые стратегии. Только для этого необходимо, чтобы оба соперника не играли по идеальной доступной стратегии.


Для того, чтобы человечество могло получить знания, его поведение должно было стать вероятностным. Обезьяны должны были научиться ошибаться так, чтобы суметь построить человеческую культуру. Возможно именно так обезьяна стала человеком.


Есть шутка про то, сколько лет надо обезьяне, чтобы случайно набрать на печатной машинке драму Шекспира “Гамлет”. Вот вам и ответ. Если бы она набирала совершенно случайно, то так и осталась бы обезьяной.

На самом деле главный вопрос, ЗАЧЕМ она вообще подойдет к печатной машинке. ЧТО заставляет её нажимать на кнопки. И тогда станет понятно, что "Гамлет" - это не цель, а лишь побочный эффект, результат умения правильно ошибаться.