Про модели мира (понимание мира) и почему я задаюсь вопросами

Ощущение, что большинство людей - идиоты, является не более чем отправной точкой. Я пытаюсь сам для себя уяснить, что можно понимать под дефектной моделью мира, и можно ли эту модель как-то скорректировать.


Я не пытаюсь увязать степень дефектности модели с ролью человека в обществе, потому что считаю это более сложной задачей. Я больше стремлюсь представить себе внутренний мир человека в тот момент, когда он не взаимодействует с другими людьми (не в абсолютной степени, но насколько это возможно). Ведь если представить себе человека, всех его друзей и знакомых (и можно даже ограничиться этим кругом), и попытаться определить насколько дефектно его понимание мира, с точки зрения вклада в общество, то придется иметь в виду десятки (сотни?) моделей мира остальных людей.


В то же время я не пытаюсь дать априорную моральную/интеллектуальную оценку любому действию любого человека. Я скорее стремлюсь к тому, чтобы найти точки опоры для понимания и исправления дефектов понимания окружающего мира.

Для иллюстрации приведу упрощенный пример. Допустим я знаком с человеком, к которому отношусь с симпатией. Но модель мира этого человека полна дефектов. Как мне поступить, чтобы помочь исправить эти дефекты?


Именно вследствие таких целей, я не стремлюсь дать абсолютную оценку любому поступку любого человека. Моя фраза "80% людей - идиоты" скорее является выражением того, что в окружении любого человека есть такие люди. Люди, чья модель мира настолько дефектна, что с этим трудно мириться. Мои размышления носят максимально утилитарный характер: иметь возможность исправлять конкретные дефекты конкретных моделей мира.

При этом для меня важно избежать всякого намека на прозелитизм. По возможности избежать субъективности и излишнего давления на человека.


Абсолютно (т.е. безотносительно/универсально для любого объекта воздействия) уменьшить степень субъективности не получится, т.к. любое взаимодействие человека с человеком полностью субъективно с обоих сторон. Но, можно уменьшить относительную субъективность, если точку отсчета поместить в центр модели мира другого человека. Именно по этому критерием качества модели я считаю способность добиваться целей, которые ставит перед собой сам человек. Такое определение качества, на мой взгляд позволяет поместить в одну систему координат и модель мира и усилия по ее изменению.


Таким образом, я опираюсь на некоторые аксиомы, без согласия с которыми попытки изменить чью-то модель мира не имеют никакого смысла.

Во-первых, это наличие свободной воли и способности к волеизъявлению, способности к свободному выбору из доступных альтернатив. Без этой аксиомы невозможны изменения, вносимые самим человеком (т.е. изменения находящиеся в его же системе координат).

Во-вторых, это стремление к развитию. На мой взгляд, это единственная причина для столь сложных изменений. Т.о. например гопники, не имеющие желания к развитию, обладающие дефектной моделью мира, являются идиотами не потому, что не могут достичь своих целей. А потому, что не способны поставить конструктивных целей. В моем понимании, это цели, ведущие к развитию, обретению новых способностей, навыков, граней восприятия и т.д.


При этом морально-этическая сторона развития остается за рамками аксиом. Т.к. я подразумеваю взаимодействие нескольких людей, то оставляю вектор развития на их совести. Иными словами, если кто-то считает допустимым развитие навыков убийства людей, то это не мое дело. Оно будет меня касаться только в том случае, когда кто-то решит использовать эти навыки в реальной жизни. И то лишь по той причине, что как гражданин не имею права скрывать противозаконные действия.


В завершение этого поста хочу поблагодарить пикабушников @mrross, и @212850a, за дискуссию в комментариях к предыдущей записи.


to be continued.