Про курьерство

Навеяно постами про доставку...

Было это лет 10-11 назад, будучи студентом техникума на летний период решил устроится курьером в пиццерию. Дело происходило в Москве, сеть на тот момент достаточно известная, но сегодня уже утратившая былую славу.

Так вот, как происходила система, при устройстве на работу ты покупаешь (1500р) себе термосумку, либо оплачиваешь сразу, либо вычитают из ЗП. Если при увольнении сдаешь свою сумку, то деньги тебе возвращают за нее, но только при условии что она не порвана и не испачкана. Если денег нет то на точке есть сумки, но их состояние оставляет желать лучшего (порванные ручки, не закрывающаяся крышка), а значит пицца будет холодная и нести ее будет не удобно.

График работы можно было выбрать самому но большинство работало либо 5/2 либо 2/2, те кто работали там постоянно выбирали 5/2 по скольку в выходные заказов было мало. Я же трудился по графику 2/2.

Рабочий день с 10.00 до 22.00, прикатываешь на базу записываешься в журнал, при поступлении заказа менеджер по списку их выдает, соответственно отвозишь заказ приезжаешь записываешься снова и т.д. ЗП была процентная, т.е. после утренней записи тебе дают бегунок, там ты записываешь номер заказа и сумму, по нему тебе считают ЗП, доставка пиццы 15% от заказа, доставка суши 8% (суши в то время дорогие были и не очень популярны)

Утром обычно не много заказов поэтому где то до 12 успеваешь смотаться на пару заказов, но вот с 12 начинается самое интересно, а именно - обед в офисах. Тут нужно сказать что пицца готовится примерно минут 10-15, то есть с момента того как у вас принял заказ оператор проходит 10-15 минут, прежде чем курьер покинет точку. Мы базировались на м. Третьяковская, что давало определенное преимущество , а зона обслуживания у нас была до ТТК, так что в 40 минут ты точно укладывался.

Ну так вот возвращаясь к обеденному времени...

За время приготовления пиццы поступают еще заказы, а все уже ожидают свои полученные, то соответственно заказы начинают раскидываться по географическому принципу. Если я например еду на Тверскую, то заказы на близ лежащие станции метро и улицы то же мои. И вот в этот момент начинались интриги, скандалы и даже драки. поскольку все старались урвать несколько заказов в одном направление и с минимальным расстоянием между ними, что гарантировало хороший процент в ЗП и более высокую вероятность получения чаевых, особенно уложившись в оговоренные оператором 40 минут.

Как я понял в первый день менеджер дабы мотивировать нового сотрудника, отдает ему самые лучшие заказы и максимально удобные, за счет чего курьер за этот день получает не плохую ЗП, у меня например вышло за первый день работы 2к (в остальные дни столько же не выходило самый максимум 1,5к), в итоге за месяц работы при графике 2/2 у меня выходило 15-17к без учета чая.

Во все остальные дни "золотое" время обеда можно было не плохо профукать, если например, тебе достался минимальный заказ на суши (700р) где-нибудь в Бирюлево (доставка суши в отличии от пиццы была по всей Москве), поэтому приходилось быть на чеку.

Контингент работающий в доставке был очень своеобразный и разношерстный.  Студенты, алкоголики, приезжие из других городов которым нужна была хоть какая-то работа, бывшие зеки причем их было не мало и даже один батюшка. Гастров тогда еще в доставке не было.

Касательно заказов, очень часто в момент обеденной дележки могло получится так что какой-то заказ просто могли забыть и могу заметить что такое бывало каждый день, и вот от него пытались отлынивать все, поскольку есть такой не гласный момент что если ты взялся доставлять заказ и от него отказались, оплачиваешь его ты, несмотря на то что с момента принятия заказа уже прошел час. Хорошо если пицца одна, поскольку ее можно было притащить на базу и продать по кусочку курьерам и поесть самому тогда твои потери были минимальны. Правда с большими заказами такого не бывало, поскольку их разбирали в первую очередь.

Что касалось заказов то иногда бывало так что не успеваешь в оговоренные 40 минут, тогда приходилось звонить заказчику и держать его в курсе того, где ты и через сколько ты будешь, в большинстве случаев люди относились с пониманием и смиренно ждали свой заказ.

Хочу обратить внимание что это был 2005-2006 год и никакими смартфонами с яндекс.картами там даже не пахло. У меня была компактная карта, с названием улиц, но без названия переулков, так же на базе висела карта с хорошим масштабом, поэтому в основном приходилось запоминать маршрут заранее, а своей картой я пользовался больше для ориентира.

Отсутствие нормальной карты и советы со стороны "коллег" меня пару раз подводили, после чего я выявил для себя несколько категорий граждан у которых узнавал нужную мне информацию, в центре это бабули и желательно по старее тогда точно местные, а ближе к ТТК это таксисты у метро и так же бабули.

На этом хотел бы закончить, если будут вопросы отвечу в комментариях.

Спасибо что дочитали до конца.