Про косилки и триммеры

...Ну что ж, ребятки, начинается дачно-деревенский сезон. А поэтому наливайте себе пивка, садитесь поближе да поудобнее, а дедушка расскажет вам сегодня про косилки да про триммеры. Дедушка много лет был лучшим мастером по ремонту ручного инструмента в своей местности, пока не задолбался, поэтому много знает про эти штуки, да к тому же сельский житель с некоторых пор. Поэтому, через матюки и "неохота", дедушке таки приходится в две недели раз косить свой, мать его, приусадебный участок в гигантские 13 соток.

Алсо, поехали.

Косилки. Традиционно в нашей стране косилками принято называть в основном то, что ездит на колёсиках и косит траву. Хотя оно по большому счёту не косит, а рубит травушку-муравушку в фарш, или, другими словами, мульчирует зелёную массу.

Косилки бывают на бензиновых двигателях и электрические. Сейчас не берём те, на которых крестьянин или буржуй ездит верхом, это что-то на богатом, стоит бешеных сумм и доступно немногим. Они похожи на маленький трактор, поэтому про них разговаривать не будем. А будем разговаривать про те, которые нужно таскать-толкать руками, ежели они, конечно, не самоходные, которые толкать не надо, а надо даже придерживать, чтоб не уехали к соседям на участок и не сжевали там ихнюю морковь и прочую ботву.

Лучше всего - бензиновые. Они неприхотливы, абсолютно мобильны, всепогодны и мощнее электрических. Правда, тарахтят и зловонно пахнут выхлопом. Но зато экономичны. Электрические - тише, однако более капризны и надо постоянно таскать и перекладывать электрический кабель, дабы не рубануть его вместе с травой своим же ножом. Вы знали, что электрическими косилками ихними производителями запрещено косить мокрую от дождя или росы траву, а также работать в дождь?.. Теперь знаете. Ибо электричество дело такое, можно и помереть от дурацкого случая. Ножом по кабелю - въебёт, мало не покажется. А бензиновым пофигу. Последователям Греты Тунберг, которые сейчас наверняка что-то лепечут про электрокосилки "экологично" и "не воняет бензином, не загрязняет атмосферу" хочу напомнить, что в то время, когда вы экологично и не загрязняя убираете траву на своих участках, где-то далеко или не очень далеко во всю мочь молотит электростанция на газе или мазуте, а то и вообще на угле, пердящая в космос из своих труб зловонным дымом, чтобы у вас в косилке было электричество. То такое...

Под брюхом у колёсной косилки со страшной силой и ловкостью вращается двух- (редко-трёхлопастной) стальной нож. Как пропеллер у Карлсона. Только у Карлсона он был на спине, а тут под брюхом. Этот заточенный нож интересной геометрии в мелкие дребезги молотит траву, и либо выкидывает её фаршем в разные стороны, либо закидывает в корзину на косилке. Это удобно. Участок остаётся практически чистым. Однако корзина наполняется довольно быстро, и нужно её каждые три-пять минут вытаскивать и опорожнять в компостную яму или куда там вы деваете рубленую траву... Превосходное удобрение, кстати.

Колёсные косилки подойдут тем, у кого земельные владения имеют ровный рельеф без резких перепадов. Как футбольное поле. Или поле для гольфа. Или что-то похожее. Для поднятия целины с буераками и канавами не подойдут. Клиренс у колёсных косилок весьма небольшой. Клиренс - это просвет между землёй и пузом косилки, а та штучка, что между правой и левой ногой и пониже пуза у вашей подруги - называется хоть и похоже, но к нашему разговору отношения не имеет. А ежели клиренс небольшой - то крутящийся нож имеет тенденцию впарываться в неровности рельефа и убивать редуктор. А это ремонт, это денюшки.

Ваши землевладения при использовании колёсной косилки не должны иметь на обрабатываемой поверхности камней, даже мелких. Крупные камни, ежели они вдруг попадутся в траве, вполне способны убить редуктор вашего девайса, и вы попадёте на нехилую сумму на ремонт, а мелкий камень, при удачном прицеле, вылетев из-под ножа, запросто может убить зазевавшегося кота или собачку, или даже сломать вам лодыжку. Страшное дело... Летит как пуля. Так что камней на обрабатываемой поверхности быть не должно. Если не уберёте - вам же хуже будет.

Едем дальше. Триммеры и мотокосы.

Штука без колёс, держится в руках или вешается на специальную сбрую. Так же бывают электрические и бензиновые.

Электрические не рекомендую к использованию категорически, если ваша косимая площадь больше двух-трёх соток, и если растительность выше 20-30 см. Маломощная, беспонтовая фигня, ломучее говно. Обычно бывает в корпусе из говённого пластика и с электродвигателем киловатт - полтора. В двигателе, внутри статора, стоит "тепловушка" - залитая компаундом таблетка с контактами, отключающая сеть при определённом нагреве. И, если вы не знали, этот девайс рассчитан на режим работы "10-15 минут работаем - 30-45 минут остываем". А в жару и того дольше. А иначе перегревается и приходит бедолага-хозяин в мастерскую со словами "чего-то она сама постоянно вырубается, каждые пять минут, а мне-то всего надо полынь скосить на шести сотках..." Не, ребята, так не бывает. Хотите косить целый день не вынимая - покупайте бензокосу. Можно, конечно, развинтить корпус электротриммера и выкинуть тепловушку, но тогда рискуете или двигатель сжечь, или корпус пластиковый от перегрева поплывёт у вас и поплавится, или кабель сгорит... В любом случае, попадёте на деньги (ремонт двигателя сопоставим по стоимости с ценой всего триммера) или на новую косу. Опять же - кабель за собой таскать, глядеть, чтоб не задеть его леской или ножом, не косить мокрую траву... Не, фигня. Подходит только для бабушки в деревне, чтоб обкосить палисадник под окошком или дорожку от крыльца до сортира. Особняком стоят триммеры на аккумуляторах, которые делает Макита, Мильвоки или там Метабо какое-нибудь. Более мобильны, по мокрому можно работать, однако и сами дороги, и ремонт весьма дорог. Нуивонах, короче. Бензиновые - наше всё.

Бензиновые триммеры и бензокосы. Триммеры - лёгкие и менее мощные, бензокосы - потяжелей и для любых условий работы. "Красные бригады" в нарядных жилетках со светоотражателями, от рассвета до заката жужжащие на обочинах дорог и на лужайках парков нашей необъятной Родины, держат в загорелых мозолистых руках именно их. Можно леской, можно ножом (такая штука, двух-, трёх- или четырёхлопастная фигня, похожая на большой сюрикен из кино про ниндзя, вешается заместо катушки с леской). Леской мы с вами траву опять-таки мульчируем, а ножом - косим, например кроликам или корове. Ножом можно косить полынь, лопухи и молодую малину с ежевикой, если позволяет мощность самой бензокосы. Тяжёлые мощные бензокосы в простонародье называются "кусторезы", к ним можно присобачить даже специальную фрезу, типа как диск для циркулярной пилы с твердосплавными напайками, и косить заросли малины, смородины, сирени, ивы и прочей херни. У меня есть такое красивое, когда участок заросший купил - скосил этой вундервафлей сотки четыре сплошного ивняка, терновника и сирени, со стволами толщиной до 3-5 см. Вещь. Но дороже, естественно, чем бытовой триммер.

Бензокосы и кусторезы бывают с прямой или изогнутой штангой. В изогнутой штанге двигатель вращает гибкий упругий тросик, передающий вращательный момент на редуктор с режущим элементом - катушкой или ножом, навроде сантехнического тросика для пробития канальи. В прямой штанге может быть тоже тросик, но в более мощных моделях используется прямой стальной вал. Гибкий тросик в изогнутой штанге вращается в латунных втулках (в дешманских китайцах втулки из какого-то порошкового говна хуже шпиатра), и любой физик или хотя бы отличник по термеху вам скажет, что износ этих втулок будет быстрым и неизбежным. Если проебать момент окончательного износа втулок в кривой штанге, то тросик вырвется на свободу и начнёт изнутри жрать уже стенки штанги. Пока не заклинит или не вылезет наружу, показав всему миру и вам в том числе свою неприглядную наготу. Итог - штанга в комплекте со всеми кишками под замену. А это не сильно дёшево. Поэтому - выбираем косительную штуку с прямой штангой. А там уже не втулки, а подшипники. Можно тоже с тросиком, но если нужна сила и мощь - то платим немножко больше и берём с валом. Дольше работаем, меньше ремонтируем, кайфуем от этого. Подшипник семь на девятнадцать в штанге или редукторе заменить - говно вопрос и недорого. Ну и раз в сезон не забываем отвинтить неприметный болтик на редукторе, который внизу, и напихать туды смазочки. Лучшая - Шрус-4, продаётся в любом автомагазине и недорого.

Несколько важных советов напоследок.

Косим обязательно применяя СИЗы. Можно очки, можно прозрачный щиток, можно крутую сетку на каске от Хускварны. Но глаза защищаем обязательно. Ибо в рожу постоянно летит всякая хрень. Махонький камушек из-под косы запросто может лишить вас глаза. Ошмётки от вредной травки, типа чистотела или лютика ядовитого, прилетевшие в глаз, также не добавят вам приятных минут. Бережёмся. Бережёного бог бережёт. Дедушка уже имеет на морде в сантиметре от глаза шрам от камушка. Был в очках, но прилетело прямо под очки по переносице. Теперь дедушка в щитке косит. Дедушка понятливый.

Леску выбираем любого сечения, допустимого для именно вашего типа катушки. Все маркетологические уловки типа "металлизированная", "особо прочная", "звезда", "квадрат" и прочая херня - по большому счёту значения не имеют. Все режут траву одинаково хорошо. Если...

...Если правильно хранить леску. Вы знали, что пластик впитывает воду?.. А он таки впитывает. Пересохшая леска, два года валяющаяся на полке Леруа Мерлен или Светофора, дожидаясь вас, будет ломаться и рваться постоянно, вызывая ваше справедливое негодование и матюки. Но если самую дешёвую леску для триммера положить в миску с водой на три-четыре дня, а уже затем ей косить, то она удивит вас своей долговечностью. Впитает нужную долю водички, станет упругой и пластичной, и будет работать как положено. Я храню моток лески просто в миске с водой в гараже. Отрезаю по мере надобности, когда катушку заправляю.

Двигатели бензокос - двухтактные. Поэтому не нужно использовать высокооктановый бензин. Льём обычный 92-й, разбодяженный 1:50 с маслом. Не нужно 95 или 98, у вас же не инжектор. Толку не будет, а будет лишь перегрев и перегруз движка.

Работаем на максимальных или близко к максимальным оборотах, то есть на полный газ. Не надо постоянно и беспорядочно газовать, на каждый кустик нажимать клавишу газа. Движок должен работать ровно, а не "вррум - вррум - вррум - вррум"... Вам же не приходит в голову приплясывать на педали газа, когда вы едете на автомобиле?.. Вот и тут так же.

Не оставляем в карбюраторе и бачке смесь "на следующий раз". Если перерыв в работе на пару дней - тогда ладно. Но если от покоса до покоса две-три недели, то если бензин остался в бачке - выливаем его на землю или в бутылку для розжига бочки с мусором, и вырабатываем то, что осталось в карбюраторе до заглохывания... или заглохания... в общем, вырабатываем досуха. А в следующий раз, через пару недель, бодяжим новую смесь. Движку так нравится. А старая смесь не нравится.

Не смотрим и не слушаем придурков с Ютуба про "вечную струну", которые вместо штатной пластиковой струны вставляют в косу стальные струны от контрабаса или рояля. Да, оно режет лучше, но риск запороть редуктор при зацепе струны за препятствие возрастает многократно. Вы же не думаете, что эти Ютубовские придурки изобрели то, что не смогли изобрести за много лет инженеры из славного шведского города Хускварна, Бертрам Конзиора вместе со своей компанией Штиль и лично Роберт Бош вместе со всеми своими инженерами?.. Если бы использование рояльной струны вместо штатной пластиковой струны было практично и безопасно, они бы все вместе, толкаясь локтями, прибежали к этим мамкиным дуракам с Ютуба, расцеловали бы их в задницу и немедленно за доллары купили патент на это "изобретение". Однако ж, чего-то не бегут... Так что не надо. Попадёте на деньги.

Лучшие бензокосы в России - Штиль, Хускварна, Ехо, в порядке убывания. Штиль - маст хев. Хускварна не хуже, но дороже и капризней, и дороже в ремонте. Ехо - весьма неплоха, но проблемы с запчастями. Хотя это от региона больше зависит, где-то её проще обслужить и починить, чем тот же Штиль.

На этом дедушка с вами прощается, устал на кнопки нажимать. В следующий раз, когда приступ человеколюбия нападёт, дедушка расскажет вам про болгарки. Или перфораторы. Или лобзики. Или ещё что-нибудь.

Спокойной ночи, малыши :)))))

Другие записи об инструментах ищите по тэгу Инструменты. Скидки и актуальные предложения для покупки инструментов ищите в нашем купонном разделе. Там вы найдёте актуальные промокоды для интернет-магазина ВсеИнструменты.