Про Кино

Больше, чем комиксы я люблю только музыку. А больше всего в музыке я люблю рок (спасибо родителям за детство под песни БГ и Цоя). Началось лето и на экраны вышел фильм “Лето” Кирилла Серебренникова. Я не стала дожидаться официальной премьеры и побежала на предпремьерный показ. Ради Цоя мне было не жалко даже денег на билет по повышенной цене.

Фильм художественный и на документальность вряд ли претендует, поэтому хорошим решением было не давать некоторым персонажам имена реальных людей, а дать им отстранённые прозвища с намёком на прототипы. Так в Панке (Александр Горчилин) знатоки истории русского рока могут узнать некоторые черты Андрея Панова, а при появлении на экране Боба (Никита Ефремов), становится понятно, что он похож на Бориса Гребенщикова. Персонажем из “реальности” в фильме выступает, если я правильно поняла, Артемий Троицкий в исполнении Андрея Ходорченкова. Каждый раз, когда на экране происходит вмешательство чего-то нереального (резкое превращение акустического исполнения “Звезды рок-н-ролла” в электрическое с настоящим беспределом в зрительном зале или исполнение песни “Passenger” Игги Попа пассажирами троллейбуса), появляется киношное воплощение критика с табличкой “этого ничего не было” и короткой справкой о прозвучавшей в кадре композиции.

Сюжет основан на малоизвестных фактах биографии Виктора Цоя (Тео Ю) и разворачивается летом 1981 года в Ленинграде. Основная сюжетная линия фильма — история знакомства и отношений 19-летнего Цоя, 26-летнего Майка Науменко (Роман Билык) и его жены Натальи (Ирина Старшенбаум), а также становление Ленинградского рок-клуба и запись первого альбома Цоя.

Фильм снят в чёрно-белом варианте, но при этом в некоторых сценах присутствуют графические элементы и цветовые акценты (красное платье у женщины, яблоки в электричке), иногда появляются цветные кадры (по сюжету снятые видеографом рок-клуба). Приятно, что видеографа играет режиссёр-документалист Евгений Григорьев (рекомендую ознакомиться с его фильмом “Про рок”, посвящённый другому культовому рок-клубу, Свердловскому).

Стоит отметить, что фильм действительно, мало похож на реальные события (нет, я тогда не жила), но стоит хотя бы отметить, что в фильме показано лето 1981 года и запись первой пластинки Виктора Цоя. Однако, если обратиться к поисковым системам, то можно узнать, что первый альбом группы Кино— “45” был записан в 1984 году, а песня “Лето” Майка науменко была написана действительно летом, но только 1982 года. Но опять же, не стоит путать фильм-биографию с документалистикой, это немного разные жанры. Хотя, создатели фильма, судя по интервью исполнителя роли Майка Науменко, Ромы Зверя, готовят два документальных фильма, один из которых будет о фильме, а второй будет состоять из интервью с героями, о которых рассказывает “Лето”.

Поскольку фильм рассказывает прежде всего о музыкантах, нельзя не выделить саундтрек “Лета”, который состоит из ранних песен Виктора Цоя, таких, как “Восьмиклассница”, “Битник”, “Мои друзья” и песен “Лето”, “Моя сладкая N” Майка Науменко. Также в фильме звучат композиции западных исполнителей, например “Children of The Revolution” группы T-Rex, “Passenger” Игги Попа, “Perfect Day” Лу Рида, “Psycho Killer” группы Talking Heads, а в разговорах главных героев упоминаются Дэвид Боуи и группа Blondie. Кстати, в том же интервью, Рома Зверь говорил о том, что готовится пластинка с саундтреком фильма. Стоит отметить, что саундтрек получил пальмовую ветвь на фестивале в Каннах.

А теперь серьёзно. Реакции на фильм, которые я прочитала, достаточно противоречивые. Кто-то обвиняет фильм в недостоверности (что отчасти правда), а кто-то восхищается тем, что смог сделать Серебренников, находясь под домашним арестом. Я, если честно, больше жду документальные фильмы от команды создателей “Лета”, но какой бы ни была картина про жизнь Цоя и Науменко главную функцию она выполнила, по крайней мере в моём случае. Я наконец-то сняла с полки книги про группы “Зоопарк” и “Кино”, чтобы узнать как всё было на самом деле. Я думаю, что кто-то, кто действительно понимает цель фильмов-биографий точно так же пойдёт искать источники, чтобы узнать о жизни русских рок-музыкантов.

Больше всего меня удивляют обвинения в сторону саундтрека фильма, мол песни там затёртые и забитые. Но это позиция современного человека. Андеграундные музыканты того времени не создали от начала и до конца новый жанр, да, они брали за основу зарубежных исполнителей, таких, как T-Rex и Duran Duran, но если помнить, что достать их было сложно, то это вполне логично. Русская публика их песен не могла услышать, тем более в Ленинградском рок-клубе 80-х. И да, рок-клуб был под контролем опредлённых органов, но как сказано в книге “Зоопарк” Алексея Любимова: “С пониманием все сказали, что да, в такой стране мы живём. Зато есть возможность играть.”

Я не считаю, что фильм капитально плохой (однако, если Bad Comedian выпустит на него обзор, то будет интересно), он побуждает прочитать про реальную жизнь музыкантов того круга и, в отличие, от многих других российских кинокартин его не пиарили по телевизору всеми возможными способами. А самое главное “Лето” мотивирует полемизировать на счёт свободы выражения творчества. Вообще в последнее время 70-е снова актуальны, в первую очередь среди киношников. А знаете почему? Может потому что они похожи на то, что происходит сегодня? Только теперь никакой новой интересной музыки нет. Из чего следует вопрос: а что снимут про наше время лет эдак через 40? Интересно? Вот и мне тоже.

https://meduza.io/feature/2018/06/07/dlya-menya-eto-bolshoy-... - интервью с Ромой Зверем

Виктор Цой и Майк Науменко

Про Кино Новинки кино, Музыка, Лето, Рецензия, Длиннопост, Фильмы

Киношные Майк (Рома Зверь) и Виктор (Тео Ю)

Про Кино Новинки кино, Музыка, Лето, Рецензия, Длиннопост, Фильмы