Принятые поправки в «Закон об отходах» и новые экологические риски для регионов: в каких областях будут сжигать московский мусор?

📍С 1 января 2020 года вступили в силу поправки в ФЗ «Об отходах производства и потребления», среди прочего приравнявшие сжигание к обезвреживанию отходов.

Действительно острая проблема свалок и мусорных полигонов, которая должна решаться в рамках пробуксовывающей «мусорной реформы», с формальной точки зрения получила разрешение.

Если следовать новой формулировке Закона, то с 1 января 2020 года:

«обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду».

Может ли сжигание твердых коммунальных отходов считаться их обезвреживанием? И почему в спешном порядке такие поправки были приняты в нарушение установленной законодательной процедуры? (Поясню: в Госдуме мы это называем «прицепить к паровозу»- поправки не были внесены отдельным законом, а шли как дополнение к законопроекту о способах уплаты экологических платежей (N568200-7), при подобном подходе они не проходили процедуру публичного обсуждения и остались незаметны для общественности и журналистов).

На первый вопрос ответили уже многие эксперты. Хотя вступивший в силу с этого года Закон и содержит оговорку, что до сжигания отходов из них должны быть извлечены полезные фракции, а сжигать будут лишь безвредные «хвосты», вред от такого способа обезвреживания для окружающих районов очень высок. Как следует из экспертных комментариев, сжигание всегда сопряжено с огромным количеством «отягощающих» последствий в виде выбросов, образования вторичных отходов (значительно более опасных золы и шлака). И не случайно даже глава Минприроды Дмитрий Кобылкин весьма странно откомментировал принятый закон, отметив, что, хотя Министерство поддерживает поправки, «нам самим не нравится история с мусоросжиганием».

Ответ на второй вопрос тоже на поверхности: в строительстве новых заводов для сжигания мусора заинтересованы многие крупные компании - официальные операторы, выбранные в рамках «мусорной реформы». При этом регионы, на которые возложено финансирование утилизации отходов, с охотой идут на строительство мусоросжигательных заводов как на более дешевый способ «обезвреживания».

И теперь ряд регионов страны уже на совершенно законных основаниях станут площадками для новых комплексов переработки мусора, угрожающих здоровью местного населения.

Увы, в перечень таких «счастливчиков» попадает и моя родная Владимирская область, давно уже рассматриваемая Москвой в качестве удобного полигона для утилизации огромного количества мусора, с которым Подмосковье не справляется.

Сейчас Московская область по понятным причинам держит лидерство и по количеству мусороперерабатывающих заводов, и по количеству мусоросжигающих заводов. Но кроме этого, «борьба с московскими отходами» давно почему-то реализуется ценой разрушения экологии еще и граничащих регионов. А новые поправки только упрощают этот процесс, ведь теперь сжечь = обезвредить. И если раньше речь шла о несанкционированных свалках, то теперь – о законном, но весьма сомнительном мусороперерабатывающем производстве.

Во Владимирской области такой площадкой для «обезвреживания» отходов, судя по всему, в ближайшее время может стать Александровский район. На смену мусорному полигону около деревни Машково придет новый комплекс по переработке мусора, уже вызывающий не меньшие опасения у населения, в том числе из-за высоких экологических рисков такого производства.

Протест местных жителей вроде как и был услышан. Представители «Единой России» с помпой сообщили, что Совет народных депутатов Александровского района в четверг, 27 февраля, поддержал идею проведения местного референдума о строительстве объектов по размещению отходов. Странное совпадение, что референдум назначен на 22 апреля, то есть пройдёт в день проведения всероссийского референдума по поправкам в Конституцию.

Но суть даже не в этом, а в том, что в действительности позиция александровцев по вопросу размещения на территории района мусороперерабатывающего комплекса и так ясна. А как проводятся местные референдумы, всем хорошо известно.

Между тем, до этого александровские депутаты уже одобрили проект строительства комплекса по переработке отходов (КПО) мощностью 600 тысяч тонн мусора в год московской компании «Эколайн», сейчас эксплуатирующей печально известный мусорный полигон в деревне Машково. И это при том, что суммарный объем ТБО, производимых всей Владимирской областью, в 2019 году составил около 500 тыс тонн, а планируемый комплекс под Александровым (якобы он будет перерабатывать исключительно владимирский мусор) далеко не единственный мусороперерабатывающий объект в регионе…

Что это будет за комплекс и главное, почему московская фирма размещает его на некогда сельскохозяйственных землях Александровского района – вопрос отдельной дискуссии, равно как и вопрос о том, сколько из этих 600 тонн будет приходиться на саму Владимирскую область. Но если следовать новым законодательным изменениям, то жители Александрова да и всего 33-го региона, вместо ликвидации мусорного полигона, имеют шанс получить «под боком» огромный мусоросжигательный комплекс, чего и опасаются местные активисты.


Оригинал публикации: https://www.facebook.com/100002206496386/posts/2714321381984718/?d=n

Принятые поправки в «Закон об отходах» и новые экологические риски для регионов: в каких областях будут сжигать московский мусор? Мусор, Экология, Владимир, Владимирская область, Природа, Свалка, Длиннопост