«Прекрасная Рафаэла» Лемпицкой может принести $12 млн на аукционе
Тамара де Лемпицка не терпела неопределенности и полутонов. Описывая свою первую встречу с Рафаэлой, работницей парижского Bois de Boulogne, художница восклицала: «Это была самая прекрасная женщина, которую я когда-либо видела».
Вскоре Рафаэла стала не только возлюбленной Лемпицкой, но и её музой — ещё одной героиней, запечатлённой на холсте в смелой позе, облачённой в фирменные геометрические формы художницы. «Прекрасная Рафаэла» (1927) — квинтэссенция «золотых» 1920-х, эпохи искусства, гламура и раскрепощённости.
Тамара де Лемпицка изображает свою героиню в роскошном диагональном ракурсе, подчёркивая её формы драматичным верхним светом. Короткая стрижка «боб» — символ эмансипации того времени — и лишь рубиновый отблеск помады на губах дополняют образ. Даже сегодня эта работа поражает своей чувственностью: кажется, будто художница и модель вступили в диалог, переосмысливая традиционную динамику «обнажённой натуры».
Присмотритесь: едва приоткрыты ли глаза Рафаэлы? Угадывается ли лёгкая улыбка? Что выражает её жест? Одно ясно: когда картина была представлена в Осеннем салоне 1927 года, она бросила вызов многовековой традиции, в которой мужчины доминировали в изображении женской натуры.
Спустя почти столетие после страстного романа Лемпицкой и Рафаэлы, картина станет топ-лотом вечерних торгов Sotheby’s 24 июня в Лондоне. Оценочная стоимость — £6–9 млн ($8,2–12,2 млн).
Аукционный дом называет «Прекраснe. Рафаэлу» величайшей работой Лемпицки, когда-либо появлявшейся на рынке. И небезосновательно: 13 самых дорогих её картин — изображения женщин. Рекорд принадлежит «Портрету Марджори Ферри» (1932), проданному за $21,2 млн на Christie’s в 2020 году.
«Это просто шедевр, — заявил Андре Златтингер, глава отдела современного искусства Sotheby’s Europe. — Лемпицка совершила революцию, изобразив соблазнительную обнажённую с женской точки зрения в эпоху, когда искусство было ориентировано на мужской взгляд».
В последний раз картина выставлялась на аукцион в 1985 году, где ушла за $242 000 — тогда это был рекорд для художницы.
Несмотря на успех в Париже (на доходы от искусства Лемпицка приобрела трёхэтажный дом на Левом берегу), после Второй мировой её слава померкла. Переехав в США, она столкнулась с новой эстетикой — абстрактным экспрессионизмом, — а её стиль казался архаичным.
К моменту смерти Лемпицкой в 1980 году (её прах, по легенде, развеяли над кратером мексиканского вулкана) интерес к её творчеству почти угас. Однако в 2010-х началось возрождение: история сильной и эксцентричной художницы увлекла публику не меньше её картин. Цены пошли вверх, в 2022 году прошла масштабная ретроспектива в США, а затем — мюзикл о её жизни (впрочем, быстро закрывшийся).
Теперь «La Belle Rafaëla» готова напомнить миру о блеске ар-деко и дерзком таланте Лемпицки.
Рекомендую посмотреть - лекция об ар-деко



Лига искусствоведов
860 постов2.3K подписчиков