Праздник не весны и труда. История 1-го мая

В 1880 году средняя стоимость жизни составляла 720 долларов в год, а годовая средняя зарплата рабочих в промышленности была около 300 долларов в год. При этом средний рабочий день составлял 11-12 часов, а нередко и все 15. Каждый шестой ребенок работал в промышленности, получая половину зарплаты взрослого за одинаковую работу. Что такое охрана труда никто не знал.

Чикаго был признанным центром рабочего движения в США в 80-х годах.


Активность и бескомпромиссная позиция анархистов (Международное товарищество трудящихся) привлекли к ним рабочих. За один лишь 1883 год из Социалистической рабочей партии в Международное товарищество трудящихся перешли 1500 человек. Они участвовали в организации большинства забастовок на Среднем Западе США, помогая рабочим, не смотря на принадлежности к партиям и союзам или политическим и социальным взглядам.


В 1884 году Федерация профсоюзов приняла резолюцию: с 1 мая 1886 работать не больше 8 часов; установить эту продолжительность рабочего дня явочным порядком и добиваться ее признания всеобщей забастовкой.


Руководство крупнейшей по численности организации США — Ордена рыцарей труда, согласившись с лозунгом 8-часового рабочего дня, отказалось поддержать его забастовкой, а в марте 1886 года прямо запретила своим членам бастовать 1 мая.


Чикагские анархисты сначала отрицательно отнеслись к лозунгу 8-часового рабочего дня. Активист чикагских анархистов, Альберт Парсонс, писал: » Согласиться с тем, что капиталисты имеют право на 8 часов нашего труда, — это факт, признающий справедливость наемного труда… 8 часов могут оказаться подачкой, которую капиталисты бросят рабочим, чтобы удовлетворить их и заставить отказаться от борьбы за свержение наемного рабства». Однако, поняв, как глубоко этот вопрос волнует рабочих, и, не желая оставаться в стороне от массового и исторически прогрессивного движения, анархисты присоединились к нему. Они сразу перевели движение в область практических дел, и в результате, наиболее массовое, активное и успешное выступление 1 мая 1886 года было именно в Чикаго.


1 мая в США бастовали 350 тысяч человек (11562 предприятия), еще около 100 тысяч сумели добиться принятия своих требований до начала всеобщей забастовки. После нее сокращения рабочего дня до 8 часов добились около 200 тысяч, примерно столько же — сокращения с 12 и более часов до 9-10.


В Чикаго, как уже говорилось, движение было наиболее массовым. 1 мая здесь бастовали свыше 40 тысяч человек (около 50 тысяч добились своего до мая 1886-го), не работало ни одно предприятие. В этот же день в газете «Мэйл» появилось требование расправиться с Парсонсом и Шписом (анархистскими активистами) — «главными организаторами беспорядков». Власти ждали лишь предлога для своей мести. И выжидали недолго.


На одном из заводов Чикаго объявили локаут, 1,5 тысячи человек были уволены. В ответ рабочие объявили забастовку. 3 мая на завод прибыли штрейкбрехеры. Рабочие их встретили митингом у проходной, но полиция разогнала его, используя оружие. 4 человека были убиты, десятки ранены. В тот же вечер появились листовки с призывом собраться на митинг протеста против террора полиции. К середине следующего дня мэр города дал разрешение на его проведение, и вечером 4 мая на Хэймаркет-сквер собрались 3 тысячи человек, в том числе женщины и дети. Выступавшие требовали проявить твердость и организованность в борьбе за свои права. Около 10 часов пошел проливной дождь, люди начали расходиться. Ушел и присутствовавший на митинге мэр Гаррисон. По пути он зашел в полицейский участок, сообщил, что митинг кончился без всяких инцидентов. Но сразу после его ухода на площадь вступил отряд полиции, потребовавшей очистить ее. Выступавший в это время анархист Филден успел лишь крикнуть, что это мирный митинг, и тут кто-то бросил бомбу…


Один полицейский был убит, 53 ранено. Тут же был открыт огонь, полицейские преследовали людей, избивая и расстреливая мужчин, женщин и детей. В той бойне погибли десятки, ранено 200 людей.


На следующий день полиция громила рабочие клубы, типографии, без всяких ордеров вламывалась в квартиры, арестовывала «подозрительных». Сотни человек были схвачены и подверглись пыткам, их заставляли лжесвидетельствовать и доносить. Через несколько дней большинство было выпущено. Обвинительное заключение предъявили восьмерым:


— Альберту Парсонсу

— Сэмюэлю Филдену

— Юджину Швабу

— Адольфу Фишеру

— Августу Шпису

— Георгу Энгелю

— Луису Лингу

— Оскару Небе


Эти люди были особенно ненавистны властям предержащим — не столько из-за убеждений (все они были анархистами), сколько из-за того, что благодаря им Чикаго стал главным центром рабочего движения в США. Кроме Филдена, никого из них не было на митинге в момент взрыва, поэтому обвинили их не в организации взрыва, а в убийстве: обвинение основывалось на том, что неизвестный террорист действовал под впечатлением их речей.


Парсонсу удалось скрыться в подполье, но к началу суда он сдался, желая разделить судьбу своих товарищей.


Присяжным была дана инструкция: приравнивать к убийству агитацию рабочих за объединение для защиты своих прав. Но и ее не требовалось: присяжные — все как один, управляющие предприятиями- до начала процесса говорили о своей убежденности в виновности обвиняемых и о том, что они вынесут соответствующее решение.


Суд шел около месяца, в заключительном слове прокурор сказал: » Здесь решается вопрос о законности и анархии. Коллегия присяжных отобрала этих людей из числа других и предала их суду потому, что они были вожаками. Они виновны не в большей мере чем, те тысячи, которые идут за ними. Господа присяжные заседатели, осудите этих людей, и пусть это послужит примером для других. » Приговор гласил: семерым — смертная казнь, одному — 15 лет лишения свободы. Филдену и Швабу заменили смертную казнь на пожизненное заключение; Линг покончил с собой.


11 ноября 1887 года Парсонс, Шпис, Энгель и Фишер были повешены. Но уже в 1893 году всех амнистировали за недоказанностью их вины.


А в декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих.


Именно в память о казнённых анархистах Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) по предложению американских рабочих, запланировавших свою забастовку на 1 мая 1890 года, объявил эту дату Днём солидарности рабочих всего мира, и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями. Как и в Австралии, успех демонстраций привёл к тому, что праздник стал ежегодным.