Поэт скорби

Облокотившись на широкий подоконник мастерской, он задумчиво смотрел на улицу с её суетой, зорким глазом, как учил художник-математик Зарянко, подмечая всё яркое, характерное, освещая виденное в своём особенном стиле - то насмешливым, то зловещим светом и ученики его, тогда еще слепые, прозревали…

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

Во второй половине 19 века, когда быть не социальным для русского художника означало быть безнравственным, Василий Григорьевич Перов решил главную и по неимоверной сложности задачу, которую выдвинуло время: утвердить критический реализм. Перов, начав с увлечения Федотовым и Гоголем, скоро вырос в большую, самобытную личность. Переживая лучшие свои создания Сердцем, он не мог не волновать сердца других. Жил и работал Василий  в такое время, когда «тема», переданная ярко, выразительно, как тогда говорили «экспрессивно», была самодовлеющей.  Краски же, композиция картины, рисунок сами по себе значения не имели, они были желательным придатком к удачно выбранной теме.

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

И Перов, почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неотразимого впечатления, давал то, что позднее давал великолепный живописец Суриков в своих исторических драмах…

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

Легко себе представить, что бы было, если бы перовские «Проводы покойника», 

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов
«Приезд институтки к слепому отцу»,
Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

«Тройка»

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

были бы написаны с живописным мастерством Репина, которому так часто недоставало ни едкого сарказма, ни глубокой, безысходной скорби Перова.

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

Перов мало думал о красках. Всё бытовое в его картинах было лишь внешней оболочкой внутренней драмы, кроющейся в недрах, в глубинах изображения.

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

Обратим внимание на портрет. Этот «купец Камынин», вмещающий в себе почти весь круг героев Островского,

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов
а сам Островский,
Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

Достоевский,

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

— целая эпоха, выраженная старомодными красками, простоватым рисунком. Классика.

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

Имя Василия Григорьевича Перова гремело так, как позднее гремели имена Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова. О Перове говорили, славили его и величали, любили и ненавидели его, ломали зубы „критики“, и было то, что бывает, когда родился, живет и действует среди людей самобытный, большой талант.

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов
Некрасов, Толстой, Достоевский возглавили реализм в литературе, Перов начал борьбу за него в живописи. Это первый художник, отвечавший не только за собственное творчество, но и за все развитие русского изобразительного искусства, взявший на свои плечи огромный груз ответственности за его исторические судьбы.
Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

В Московской школе живописи, где когда-то учился Перов, а потом, в последние годы жизни, был – профессором в натурном классе, всё жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний. Человек с орлиным профилем, задумчивый, сосредоточенный, с заложенными за спину руками приходил рано, уходил поздно окружённый учениками. Всячески поддерживая общий подъём духа он двумя-тремя словами, сказанными горячо, умел оживить работающих: „Господа, отдохните, спойте что-нибудь“. И весь класс дружно запевал „Вниз по матушке по Волге“, усталости как ни бывало, и работа вновь кипела. Нередко ученики натурного класса хаживали к Перову на квартиру, бывшую тут же, в школе. В день именин Василия Григорьевича по давно заведенному порядку весь класс шел его поздравлять. Учеников встречал именинник со своей супругой, приглашал в мастерскую. Потом шли в столовую, где ждало обильное угощение. Он любил свой класс, и ученики платили ему тем же, верили в него. Видали его и весёлым, и усталым, и желчным; тогда довольно было малейшей оплошности, чтобы целый поток сарказма, едких слов обрушился на голову виноватого или ни в чем не повинного. У него занимались С. Коровин и А. Рябушкин, А. Архипов и С. Иванов, И. Левитан и М. Нестеров. Иногда кому-нибудь из великовозрастных «Рафаэлей» придет в голову поныть, пожаловаться Перову на то, что не выходит рисунок, что опять его обойдут медалью. Посмотрит на такого «Рафаэля» Перов и скажет: «А вы пойдите на Кузнецкий, к Дациаро. Там продается карандаш — стоит три рубля, он сам-с на медаль рисует»…

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

Перову не было и пятидесяти, а казался он стариком. Он все чаще и чаще стал прихварывать. Появилась ранняя седина, усталость. У него обнаружилась чахотка. Стали ходить слухи, что долго он не протянет. Как случилось, что Василий Григорьевич Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком и теперь умирает в злой чахотке? Есть мнение: трудное детство, арзамасская школа Ступина, где он, незаконный сын барона Криденера, учился и получил за хороший почерк прозвище «Перов», дальше невоздержанная юность, бурная, как в те времена часто бывало, молодость, напряжённая нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил. Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование не покидало Перова до последнего. Дальше — с боя взятая известность, наконец, слава, а за ней тревога её потерять — появление Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова, — и довольно было случайной простуды, чтобы организм сломился…


И вот Перов умирал, не дописав «Пугачевцев» коим, быть может, собирался дать последний бой победоносным молодым новаторам… 

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов

Смерть Перова была большим событием в художественном мире тогдашней России. Церковь за обедней была совершенно полна — собралась вся тогдашняя художественная и артистическая Москва. Провожатых было множество. Был там и скромный, высокий Павел Третьяков. Впереди процессии растянулись ученики с венками. Видя такие многолюдные похороны, подходили обыватели спрашивать: «кого хоронят?» — и, узнав, что хоронят не генерала, а всего-навсего художника, отходили разочарованные. Медленно двигалась процессия к Данилову монастырю, куда за много лет по той же Серпуховке, мимо Павловской больницы, провожали Гоголя (а позднее Перов нарисовал рисунок: «Похороны Гоголя его героями»). Наступили последние минуты. Из толпы отделился Архип Куинджи. На могильный холм поднялась его крепкая, небольшая, с красивой львиной головой фигура. Куинджи говорил недолго, говорил от лица старых товарищей-передвижников. Явился прямо с поезда запоздалый Григорович. Бледный, взволнованный, он на ходу бросил плащ, — плащ концом упал в могилу. Высокий красивый старик Григорович говорил свободно, мастерски, говорил он напутствие старому другу в далекий путь. Но голос изменил, на глазах выступили слёзы, волнение передалось окружающим, послышались рыдания… 


В одном из рассказов Василий Григорьевич Перов вспоминает, как увидел на руке врача человеческое сердце и как его собственное сжалось от боли и сострадания. Но он не отвёл глаз...

Поэт скорби Художник, Картина, Живопись, Искусство, История, Длиннопост, Василий Перов