1

Повествование с помощью окружения: как рассказать историю без слов

Когда вы бродите по мрачным коридорам Dark Souls, находите заброшенные шахты в Minecraft или исследуете процедурные планеты в No Man’s Sky, история часто раскрывается не через диалоги или катсцены, а через само окружение: ржавый меч у разрушенного алтаря, следы когтей на стенах, полузасыпанные песком статуи. Это называют энвайронментальный нарратив — искусство рассказывать историю через локации, предметы и атмосферу, без единого слова от NPC.

Обшарпанные стены, картины с котами и детские игрушки - это все части истории, которая пишется в голове наблюдателя.

Обшарпанные стены, картины с котами и детские игрушки - это все части истории, которая пишется в голове наблюдателя.

Энвайронментальный нарратив — это способ повествования, где история передаётся через визуальные и звуковые элементы мира: ландшафт, архитектуру, разбросанные предметы, даже освещение. Вместо того чтобы объяснять сюжет через диалоги, разработчики оставляют подсказки, которые игрок интерпретирует сам. В Dark Souls разбитая статуя у алтаря намекает на падение богов, а в Journey пустынные руины и далёкие горы создают ощущение ушедшей цивилизации. Такой подход превращает игрока в археолога, который собирает историю по осколкам, достраивая её в воображении.

Почему это работает? Потому что люди, обожают разгадывать загадки. Когда игра не разжёвывает сюжет, а даёт лишь намёки, наш мозг включается на полную.

Чтобы окружение заговорило, разработчики используют несколько инструментов:

  • Ландшафт: Форма местности задаёт контекст. Пустыня с обломками корабля в No Man’s Sky намекает на катастрофу, а зловещие болота в Bloodborne — на проклятье.

  • Объекты: Скелет в доспехах, забытая записка или ржавое оружие — каждый предмет имеет свою историю. В The Last of Us детские игрушки в заброшенных домах рассказывают о семьях, которых больше нет.

  • Текстуры и освещение: Потрескавшиеся стены, заросшие мхом колонны или тусклый свет в пещерах усиливают атмосферу. В Hollow Knight тёмные, изъеденные кислотой туннели говорят о гибели королевства.

  • Звуки: Шёпот ветра, скрип половиц или далёкий рёв монстра. В Dead Space звуки вентиляции и внезапные скрежеты нагнетают атмосферу, даже если врагов рядом нет.

Эти элементы работают вместе, создавая цельную картину, которую игрок собирает, как пазл.

Этот подход работает, потому что он уважает игрока. Вместо линейного сюжета, где всё разжёвано, игра предлагает загадку. В Hollow Knight вы находите статую Короля, окружённую телами жуков, и сами решаете, был ли он тираном или героем. Это делает историю личной — каждый игрок видит её по-своему. А какие примеры энвайронментального нарратива лучше запомнились вам?

Александр Антипин, руководитель студии разработки Metabula Games

Правила сообщества

ОБЩИЕ ПРАВИЛА:

- Уважайте чужой труд и используйте конструктивную критику

- Не занимайтесь саморекламой, пишите качественные и интересные посты

- Никакой политики


СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты о Вашей игре с историей её разработки и описанием полученного опыта

- Обучающие материалы, туториалы

- Интервью с опытными разработчиками

- Анонсы бесплатных мероприятий для разработчиков и истории их посещения;
- Ваши работы, если Вы художник/композитор и хотите поделиться ими на безвозмездной основе

НЕ СТОИТ ПУБЛИКОВАТЬ:

- Посты, содержащие только вопрос или просьбу помочь
- Посты, содержащие только идею игры

- Посты, единственная цель которых - набор команды для разработки игры

- Посты, не относящиеся к тематике сообщества

Подобные посты по решению администрации могут быть перемещены из сообщества в общую ленту.

ЗАПРЕЩЕНО:

- Публиковать бессодержательные посты с рекламой Вашего проекта (см. следующий пункт), а также все прочие посты, содержащие рекламу/рекламные интеграции

- Выдавать чужой труд за свой

Подобные посты будут перемещены из сообщества в общую ленту, а их авторы по решению администрации могут быть внесены в игнор-лист сообщества.


О РАЗМЕЩЕНИИ ССЫЛОК:

Ссылка на сторонний ресурс, связанный с игрой, допускается только при следующих условиях:

- Пост должен быть содержательным и интересным для пользователей, нести пользу для сообщества

- Ссылка должна размещаться непосредственно в начале или конце поста и только один раз

- Cсылка размещается в формате: "Страница игры в Steam: URL"