Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Посткарантинное

Судя по результатам анализа данных онлайн-касс, проведенного компанией «Эвотор», работу не смогла возобновить примерно четверть предприятий сегмента МСБ (малый и средний бизнес).


Это в общем. А если смотреть по сегментам, то хуже всего пришлось несетевым фитнесам, их открылось меньше половины.


Кафе и рестораны тоже не показали высоких результатов - возобновили деятельность чуть более 60% предпринимателей. Осталось закрытой больше половины столовых.

Но это московская статистика.


А в Петербурге толком еще ничего не открылось, поэтому о потерях можно судить по опустевшим витринам на центральных улицах. По данным консалтинговой компании JLL, за время карантина десять главных торговых улиц СПб потеряли 120 магазинов, кафе и ресторанов. Сейчас на этих улицах пустует 11,6% помещений - максимум за 5 лет. Полноценного открытия петербургского общепита следует ждать в лучшем случае недели через две, тогда и можно будет увидеть результат


Вообще карантин ярко выявил действительное отношение начальства к малому бизнесу. Ну, главное, это свинцовая, непробиваемая убежденность мультимиллионеров, что мелкий барыга -  во-первых - припрятал какие -то деньги, а во-вторых, как его ни топчи сапогом, все равно обязательно выживет и вырастет, как трава между бетонными плитами.


А второе… Ну, что такое малый бизнес для интересов начальника? Как говорил Пол Пот «Товарищ, сохранять тебя - не приобретение, избавиться от тебя - не потеря».


Дай бог, чтобы начальники искренне не понимали, что тот же мелкий городской общепит выполняет в современном мегаполисе гораздо более важную задачу, чем «спиртное в розлив», уплата налогов, и даже создание рабочих мест. Фактически он служит одним из драйверов экономического развития агломерации, только делает это на более глубоком уровне, чем способны увидеть начальники.


Как это работает? Существует зависимость, доказанная статистикой трех последних десятилетий, что постиндустриальные отрасли – финансы, наука, технологии, консалтинг, и даже возлюбленный начальством IT, – лучше развиваются в городах, где сильно развита среда «уличного комфорта». Там, где без проблем можно посидеть, выпить, перекусить, что-то купить, куда-то посмотреть, кого-то послушать, с кем-то познакомиться.


Урбанисты называют это созданием «коммуникативной рамки доверия между игроками новой экономики». Если проще - там, где легко и приятно тусоваться, там юристы, программисты, и люди с деньгами чаще знакомятся, крепче дружат и больше друг другу доверяют. Убери эту питательную среду для коммуникаций сегодня - и завтра у тебя снизится количество перспективных деловых контактов, а послезавтра - количество проектов.


Для рождения новых идей и создания стартапов, бары и распивочные могут быть важны не меньше, чем иннополисы и технопарки. Эффективная коммуникация и живая мысль возникает не по расписанию в соответствии с «дорожной картой», не в кабинетах, и даже не в «коворкингах», а там, где людям хорошо общаться. И если вы хотите, чтобы в городе развивались наука и технологии, вам надо заботиться о «ресторанных улицах» и «пивных углах», а не о «центрах предпринимательства». За коктейлем приятели договорятся о сделке быстрее, чем на «форуме инновационного бизнеса».


Но нам будет плохо, если начальство все это понимает не хуже нас, однако держит в уме совсем другой город. Город, в котором центр предназначен не для людей, а для начальников и их лимузинов, а люди оттеснены на окраины и дважды в день следуют из «жилой зоны» в «рабочую зону» и обратно, по графику и с разрешения.