Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

В искусстве XX и начала XXI века в творчестве каждого вьетнамского художника важное место занимает искусство портрета. Запечатлённые образы современников проникнуты поэтикой и лиризмом, выразительной индивидуальностью и декоративностью художественных средств.

«Визитной карточкой» портретной живописи Вьетнама можно назвать картину художника То Нгок Ван «Девушка с лилией» (1943 г.). Девушка в белом традиционном платье аозай изображена, склонившись к цветущей белой лилии. Она сравнивается с цветком по своей красоте. Картина идеальна и по композиции, и по колористическому решению, это одно из лучших произведений реалистической живописи стран Азии в XX в. Внутренняя динамика художественного образа идёт по спирали, виток начинается в сердцевине цветка, затем – в абрисе контура цветка, затем – подчеркивается жестом рук и движением складок платья. Искусствоведы насчитывают в картине более 50 градаций белого цвета, настолько чуток глаз художника, улавливавшего тончайшие переходы цвета.

В творчестве некоторых мастеров в большей степени можно увидеть влияние импрессионизма, а в творчестве других – влияние реализма, некоторые склонны к абстрактной живописи, и при этом, в работах каждого художника проявляется яркая личная манера письма, и национальным свойством живописи Вьетнама является стремление к идеальной цветовой гармонии, к декоративной выразительности цветовой гаммы. В мужских портретах выразительность чаще всего преобладает через более тёмную цветовую гамму, черты лица подчеркиваются контрастной светотенью и графичностью линий. Женские портреты более светлы. В них преобладают яркие цвета, черты лица подчёркиваются тональными переходами, фоном иногда служат изящные драпировки или же образ женщины часто сравнивают со свежестью цветов, подчёркивая её утончённую и хрупкую сущность. Однако, есть и такие портреты, в которых изображены девушки-рабочие, девушки-бойцы, в их образах твёрдость характера, некоторая резкость, прямота и смелость сочетаются с женственной изящностью и грациозностью.

В образах современников, запечатлённых художниками, воссоздаются образы самой исторической эпохи, её характер и устремления. В 1970 е годы важное место в творчестве художников занимали портреты рабочих, крестьян, солдат.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

Так, в картине «Стражник самообороны верфи» (1979 г., 68 х 106 см) художник Нгуен Сиен (1916 – 2014) изображает мужественную девушку-стражника. Эта картина стала своего рода символом того времени, когда, в послевоенные годы с энтузиазмом в очень тяжёлых условиях восстанавливали страну.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

В портрете рабочего железнодорожника работы Нгуен Кхай (1978 г.) реализм и психологическая выразительность, гармоничность художественных изобразительных средств, сочетаются с силой образного художественного обобщения и виртуозной стилизацией.

В портретах художницы Чыонг Тхи Тхинь (род. 1928 г.) впечатляет выразительность тональных переходов, помогающих моделировать форму.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

В портрете сестры Чыонг Хонг Сон (1975 г) на фиолетово-сером фоне эффектно смотрится выразительное лицо девушки с твёрдым уверенным взглядом, её блуза голубовато-серого цвета почти сливается с фоном, тем самым внимание зрителя сосредоточено на лице девушки.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

Романтическое настроение передано художницей Чыонг Тхи Тхинь в портрете неизвестной девушки под названием «Ожидая друг друга» (1996 г), через символику цветов передаётся не только внешняя декоративность, но и внутреннее настроение картины – фиолетовый цвет символически выражает сердечные чувства, любовь, грусть разлуки, белый цвет ассоциируется с чистотой, а теплые оранжевые оттенки – с радостью от надежды на встречу. На фоне словно бы призрачной тенью вырисовывается силуэт молодого человека, о встрече с которым мечтает девушка.

В своём автопортрете Чыонг Тхи Тхинь сочетает черты реализма и элементы импрессионизма и кубизма.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

Цветовые плоскости делят полотно на ромбы, от которых как бы отскакивают лучи света, неравномерно распределённого по художественной поверхности, отчего весь образ художественного пространства напоминает сияющий изнутри кристалл, наполненный светом. Это своеобразная аллегория души художника, выражающей внешний мир через внутренние переживания, переводя чувства на язык цветов, красок, форм. И свет главенствует в художественном образе – сочетаются здесь свет, исходящий из внешнего источника света, и свет, исходящий изнутри картины. Без света нет и цветов, нет и форм, и в этом прекрасная иллюзорность любого образа. Через глубину художественной выразительности, художница передаёт и философское восприятие мира и себя, и своего творчества в этом мире. Это уникальное произведение не только во Вьетнамской, но и в мировой живописи.

Художник Ле Выонг (род. 1928 г) знаменит своими многочисленными натюрмортами, отличающимися филигранностью совершенства форм, декоративностью контрастных цветов.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

И этот мастер натюрмортов создал удивительный по красоте и силе выразительности портрет девочки (1993 г), вошедший в историю живописи стран Юго-Восточной Азии как образ нового подрастающего поколения. Символично то, что взгляд девочки обращен к желтым цветам – это знак процветания и будущего прогресса.

В живописных работах художника Данг Кан (1957 г.) большую роль играет выразительность цвета.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост
Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

Каждая из его работ выполнена в определённой цветовой гамме. И каждый цвет соответствует определённому настроению или чувству. И это традиционно для вьетнамской живописи – символизм сочетается с реализмом и декоративностью образа в целом.

Выдающийся портретист ХХ столетия Зиеп Минь Чау (1919 – 2002) создал множество карандашных, скульптурных и живописных портретов своих современников, рабочих, жителей деревень, солдат и т.д.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

Типичной его работой, отображающей индивидуальность его реалистической манеры, является портрет девушки рабочей. Он был автором многих, ставших классическими, портретов первого президента независимого Вьетнама, Хо Ши Мина.

Заслуженная художница Ле Тхи Кимбак, всегда говорила, что каждая картина для неё – как родной ребёнок, и поэтому она создала такие шедевры, которые отобразили и её внутренний мир, и общие тенденции эпохи.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

В картине девушкa в оранжевом аозай чувствуется влияние живописи Гогена.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

В акварельном портрете господина Тан (1978 г) проявилось мастерство психологического портрета.

Художница Ле Тхи Лыу создала немало портретов, в разных стилях и формах. О своем творчестве она говорила так: «многие современные художники говорят о своём искусстве, как об абстракционизме. Однако, я не отношу свою живопись к абстракционизму, потому что я хочу иметь собственный стиль, уникальность и неповторимость в использовании цветов и форм».

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост
Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

Самое важное место в своём творчестве она уделяет образе матери и ребёнка, темам материнства и детства.

Выразителен портрет девушки (1981 г), выполненный художником Нгуен Хоанг. Фоном портрета девушки служат сюжеты из традиционных народных картин донгхо.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

Этим подчёркивается значимость национальных художественных традиций, их особый шарм и вечная красота.

Портрет госпожи Донтхы (1971 г.) отображает процесс художественных исканий выразительных форм, реализм граничит здесь с примитивизмом.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

Лицо женщины индивидуально, выразительно ясно по объемной форме, прекрасна и моделировка светотени, а в фоне и в одежде преобладают плоскости, форма лепится из плоскостей локальных цветовых пятен. В целом в картине ощущение поэтической незавершённости, недосказанности, загадочной простоты, и, вместе с тем, сложности и символической образности художественного языка. Традиции вьетнамского народного и декоративно-прикладного искусства сочетаются здесь с новшествами западной живописи и с исканиями современных форм, сюжетов и образов в искусстве.

Обобщённый образ чистоты и мудрости женственности воплощён в картине «Девушка и лотос» (1974) Нгуен Чунг.

Портретная живопись Вьетнама в XX в. Искусствоведческий краткий экскурс Живопись, Вьетнам, Искусство, Длиннопост

В портретной живописи вьетнамские мастера часто используют не только локальные цвета, но и тонкие градации тонов, полутонов, оттенков, обогащая свою палитру визуальным многообразием, создавая ощущение внутренней насыщенности художественного пространства, глубины символизма, созерцательности, и, конечно же, декоративности, вкус к которой есть у всех без исключения вьетнамских мастеров. Главное же во вьетнамских портретах – это выражение гуманистических идей, традиционных для вьетнамской философии миропонимания, согласно которой превыше всего ценится человеческая жизнь и гармония между личностью и окружающим миром, стремление к высокому уровню осознанности бытия и собственного места в нём.