Помогите решить задачи по предмету "Логика"

1. Объясните, почему следующее высказывание не является умозаключением: «Травка зеленеет. Солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит».

2. Сделайте полный разбор простого категорического силлогизма:

1) Ни одна научная истина не основана на вере. Всякое религиозное учение основано на вере. Ни одно религиозное учение не является научной истиной.

2) Ни одна захватническая война не может быть справедливой. Национально-освободительные войны являются справедливыми, поэтому они не могут быть захватническими.

3) Все студенты первого курса изучают иностранные языки, а Новиков - студент первого курса. Следовательно, он изучает иностранный язык

Пример ответа:

Натрий - металл, а металлы электропроводны, следовательно, натрий электропроводен.

Металлы электропроводны

Натрий – металл

Натрий электропроводен.

Силлогизм построен по 1 фигуре, модус ААА. Правила простого категорического силлогизма не нарушены, вывод следует с необходимостью.

3. Определите модус условно-категорического умозаключения, запишите его схему, определите логическую состоятельность.

1) При пожарах всегда бьют в набат. Сейчас бьют в набат. Значит, где-то пожар.

2) Если наступила весна, у фермеров много забот. Весна не наступила. Значит, у фермеров не много забот.

Пример ответа: Если цветы не поливать, они засохнут. Цветы засохли, значит, их не поливали.

Если цветы не поливать, они засохнут.

Цветы не засохли.

Цветы поливали.

Схема рассуждения: А → В, В

А

Это вероятностный отрицающий модус условно-категорического умозаключения, вывод не следует с необходимостью.

Укажите, какое из ниже перечисленных заключений может быть выведено на основе полной индукции, а какие – на основе неполной. Ответ объясните.

1) Ни одно лекарство не является приятным.

2) Все книги этого автора переведены на английский язык.

3) Всю неделю стояла холодная погода.

4) Все спортсмены нашей команды успешно выступили на соревнованиях.

5) Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту.

6) Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.

7) В природе ничего не случается обособленно.

8) Все рыбы дышат жабрами.

9) Все балканские народы говорят на славянских языках

10) Все цветы имеют запах.

Пример ответа: Вывод « Все люди смертны» может быть построен только на основе неполной индукции, поскольку «люди» - открытый класс явлений, и на основе повторяемости признака у некоторых явлений данного класса заключают о принадлежности этого признака всему классу.

Задание 1. Приведите пример определения понятия из учебной или научной литературы. Проанализируйте его правильность. Если нарушены правила определения, укажите ошибки.

Пример ответа: «Менеджмент – это управление». В данном определении нарушено правило соразмерности, допущена ошибка слишком широкого определения.

Задание 2. Приведите пример логического деления понятия. Проанализируйте его правильность, укажите основание деления. Если нарушены правила деления, укажите ошибки.

Пример ответа: «Понятия делятся на общие и единичные». В данном делении нарушено правило соразмерности, допущена ошибка неполного деления. Основание деления – объем понятия, понятия по объему бывают также пустые.

Задание 3. Приведите примеры простых суждений разного качества и количества согласно объединенной классификации суждений. Укажите субъект, предикат, связку, если имеется, квантор (ключевое слово).

Пример ответа: Ни в одном океане нет пресной воды. Это общеотрицательное суждение. Субъект – понятие «океан», предикат – понятие «иметь пресную воду», связка отрицательная, мыслится, квантор «ни один», т.е. «все».

Задание 4. Приведите примеры сложных суждений различных видов.

Задание 5. Приведите примеры дедуктивных и индуктивных умозаключений.

Задание 6. Приведите примеры нарушения основных законов логики.

Задание 7. Найдите в учебной, научной или художественной литературе пример доказательного рассуждения. Проанализируйте его, указав 1) тезис, 2) аргументы, 3) способ доказательства, 4) вид демонстрации, 5)соблюдение правил доказательства.

Пример ответа:

«Если какая-либо телевизионная передача собирает у экранов большую аудиторию, то она обладает несомненными художественными достоинствами. Сериалы – высокохудожественные произведения, так как они собирают у экранов большую аудиторию»

Тезис: Сериалы – высокохудожественные произведения.

Аргумент: утверждение о связи популярности телевизионных передач с их художественными достоинствами.

Способ доказательства прямой, так как отсутствует антитезис - противоречащее тезису допущение.

Вид демонстрации – дедукция по утверждающему модусу условно-категорического силлогизма.

Правила доказательного рассуждения относительно тезиса соблюдены. В отношении аргумента допущена ошибка «основного заблуждения», так как аргумента ложен.

Задание 8.

Постройте конструктивную и деструктивную критику тезиса:

1 вариант: Многие люди не любят животных.

Помогите решить задачи по предмету "Логика" Логика, Где логика?, Учеба, Длиннопост