Полет в несолнечный Ереван. Часть 3
2016-й год
Запустились. Рулим за машиной сопровождения (зачем она нужна - вопрос отдельный. Ответ - деньги нужны аэропорту).
Полоса в МинВодах очень длинная, без малого 4 километра, а мы достаточно легкие. Мы не видим смысла тащиться в самое ее начало, если есть возможность взлететь от пересечения с рулежкой, в нашем случае - с РД С, и даже от нее располагаемая дистанция 2535м, что даже при текущих условиях взлета более чем достаточно нашему легкому зеленому самолетику.
Будем взлетать от С. Согласовали с диспетчером.
* * *
Рулим по РД М. Аккуратно еду, неспешно - помню о том, что перрон скользкий.
РД М в Мин Водах имеет характерную загогулину как раз перед сопряжением с РД С, на которую нам и надо. Я крадусь со скоростью узлов 12, но глядя на приближающийся поворот, переметенный снегом, сдутым, видимо, с насыпанных по краям ставшей необычно узкой рулежки сугробов, решаю начать притормаживать достаточно заранее до поворота... И...
Самолет никак не реагирует на нажатие педалей!
Как катился, так и катится. Я еще сильнее наступил на педали, наш BUG нехотя стал подчиняться, но, видя приближающийся поворот, решаю не испытывать судьбу и сдернул рычаги реверса на малую тягу. Характерный толчок - и я сразу почувствовал, что обрел управление над взбрыкнувшим было жеребцом.
Затормозился до скорости школьника, идущего на контрольную по химии, выключил реверс.
Ак-к-к-куратно вхожу в разворот, помогая раздельным торможением повернуть направо.
Занимаем РД С. Расстаемся с машинкой. Что бы мы без тебя делали!
Точно бы потерялись. Или в сугробе утонули.
* * *
Получаем разрешение вырулить на исполнительный старт от РД С. Чтобы оставить впереди больше пространства, выезжаю на полосу перпендикулярно осевой, прижимаясь к левому краю РД С. Полоса выглядит более почищенной, чем перрон, но тем не менее, при повороте под 90 передние колеса предательски заскользили, создав кучу неприятных ощущений нам, сидящим прямо над передней стойкой.
Притормаживаю. Плавно добавляю режим левому двигателю, правому прибираю. Подтормаживаю правой педалью. Самолет прекратил скользить передней ногой, бодро доворачивая на осевую.
Эх, немного не рассчитал с выводом из разворота! Передняя нога управляется гидравлически и немного запаздывает за перекладкой рулевого колеса, тиллера. Чуть запоздав с уборкой тяги левому двигателю, несмотря на то, что поставил тиллер нейтрально, нос лайнера проскочил осевую и снова неприятно заскиддил, как только колеса развернулись нейтрально (от skidding - занос), заставляя нас подпрыгивать в креслах. Резко остановились под углом к осевой.
Переборщил. Ох, как некрасиво!
Краснеть некогда, плавно увеличиваю режим, вывожу лайнер строго на курс взлета, снова притормаживаю.
Скользко. Надо быть особенно внимательным сегодня!
Получаем разрешение на взлет. Очень аккуратно вывожу режим, стабилизируя обороты так точно, как обычно и не требуется. Не держу самолет на тормозах, позволяя ему начать катиться - так проще взлетать со скользких полос (да и вообще).
Нажимаю кнопку TOGA. Автомат тяги бодро подхватывает рычаги и уносит их вперед к взлетному режиму. Тяги мы сейчас не жалеем, мощное ускорение ощутимо вдавливает тело в спинку кресла. Держу штурвал от себя чуть глубже, чем обычно, прижимая носовую стойку к полосе, чтобы улучшить сцепление. Руль направления станет достаточно эффективным лишь после 60 узлов, и чем больше скорость, тем будет проще выдерживать направление, но вот до этого надо быть особенно внимательным и пресекать на корню желание лайнера порыскать по полосе...
...что частенько случается на усыпанными колдобоинами отечественных ВПП. Как вспомню Томск, так вздрогну.
А Южно-Сахалиниск... А Якутск... ОMG.
Благо 737, как я уже отмечал, сам по себе очень хорошо держит направление, несмотря на колдобоины.
Но мы сегодня в МинВодах, где полоса ровненькая, и самолет покорно и бодро разгоняется по ней, не высказывая желания улизнуть. Тем не менее, твердо сжимаю штурвал, продолжая удерживать его чуть впереди даже после прохождения 80 узлов, на которых в обычных полетах возвращаешь колонку нейтрально, и скольжу глазами по огням осевой линии, убегающим под мою правую ногу - держу курс четко.
Кто знает - а вдруг по закону бутерброда откажет двигатель? Надо быть готовым удержать самолет по направлению, что на сухой ВПП относительно просто, а вот на скользкой... Надо быть еще более внимательным, чем обычно.
Писал дольше, чем разбегались. Самолет, увлекаемый мощными двигателями, взлетел с половины отведенной дистанции и свечкой устремился в небо.
* * *
Практически сразу же вошли в облачность, начало потряхивать. Плавно вывожу лайнер на курс следования, включаю автопилот - сегодня тот день, когда это следует сделать пораньше, чтобы разгрузиться в и без того нагруженной обстановке.
Лететь до Еревана недалеко, как из Москвы до Нижнего Новгорода, 15 минут набор, 10 минут на эшелоне, 20 минут на заход и посадку, поэтому уже в наборе высоты следует бы начать подготовку к заходу, чтобы не оставлять кучу дел на последний момент.
...Забрались на крейсерский эшелон. Крайняя сводка погоды хороша до неприличия - нет существенной облачности, видимость пять километров, дымка.
Что ж ты сразу такой не была, погода?..
Зато сейчас есть возможность полюбоваться красивыми видами Кавказа. Как раз наступил момент восхода Солнца, и открывшиеся нам виды с лихвой компенсируют пережитые неудобства.
На снижении далеко впереди, среди слоистых облаков промелькнул Арарат, я успел его словить, прежде чем он спрятался в дымке.
Мы в Ереване.
Остановились, выключились, выполнили все необходимое. Читаю информацию пассажирам, извиняюсь за невольно удлинившееся путешествие. Выхожу провожать. Как обычно, большинство благодарят, но есть и недовольные.
Увы, всем мил не будешь.
Пассажиры вышли, накидываю куртку, иду дышать ереванским дымным воздухом.
Ереван не был бы Ереваном, если бы посадка пассажиров заняла короткое время. Это обычное дело - ну не спешат армяне с посадкой в самолет!
Тем не менее, через час мы уже готовы лететь, двери закрыты, трап отъехал. Мой второй пилот выходит на связь с диспетчером, просит разрешение на вылет и...
И мы получаем облом.
Аэропорт закрыт до 6:30 UTC. Сейчас 5.45. В памяти тут же возникает воспоминание о том, что.... что-то такое в предупреждении на сегодня было - ага, с 5:30 до 6:30 UTC аэропорт закрыт.
Причина не указана. Перед полетом глазами я вскользь пробежался по этому сообщению, а так как оно наступало значительно позже нашего вылета (планового) в Москву, то и не акцентировался на нем.
А вот теперь этот фактор выплыл на первый план!
Интересуюсь у диспетчера - есть ли возможность улизнуть?
Увы, нет. Аэропорт закрыт из-за прибытия важной персоны - Президента Ирана. Сначала должен рейсовый иранский лайнер прилететь, а потом он, самолично.
Ну что ж ему именно сегодня, именно сейчас приспичило лететь в Армению!
Щербатая Фортуна уже не просто улыбается, она ржет во весь голос...
Ничего не поделать. Извиняюсь перед пассажирами за то, что по не зависящим от нас причинам, мы, будучи полностью готовыми, лететь не можем. Будем ждать 45 минут, пока аэропорт не откроется.
Удивительно, но я бодр и свеж, как огурчик, несмотря на то, что в Москве уже 9 утра. В прошлых аналогичных полетах в Ереван меня "накрывало" на три часа раньше, приходилось даже применять процедуру контролируемого отдыха в полете, чтобы взбодриться к посадке в Москве, которая по расписанию примерно в 8 утра.
А сейчас вот сна ни в одном глазу!
* * *
Наконец, иранцы прилетают. В 6:28 диспетчер разрешает нам приступить к букировке и запуску, и мы незамедлительно начинаем.
Нагостились, хочется уже домой.
Через 10 минут наш лайнер круто взмывает в небо Армении и, заложив глубокий правый крен, ложится на курс на точку SEVAN.
Самолет летит в Россию!
По закону жанра что-то должно было пойти не так и на обратном рейсе. Но Фортуна решила нас боле не мучить, и мы очень спокойно долетели до Москвы.
Разве что в Ростовской зоне потрепало, но это вполне обычно. Было бы удивительно, если бы над Ростовом было спокойно.
Зато на обратном пути были горы... Мы, ночные "ереванщики", лицезреть их зимние красоты обычно не можем - это привилегия дневных рейсов, которые выполняют коллеги из соседнего здания.
Горы.
Уже и обижаться-то на Фортуну не хочется. Когда вокруг тебя такие просторы, нет места для обиды - одни лишь благодарности Судьбе за то, что позволила обрести эту профессию.
Пока летели в Москву, решил посчитать сумму цифр в дате нашего полета 21.12.16...
И я даже не удивился результату. Как и в прошлый раз, 03.12.16, когда мы получили кучу эмоций в Германии, ответ сошелся на 13-ти!
Поверишь тут в магию чисел :)
Надеюсь, Вы понимаете, что я шучу.
* * *
Москва встретила нас привычной мерзкой погодой - увы, недолго простояла зима. Я попрощался с пассажирами, вышел их провожать...
Одна очень недовольная дамочка бросила на выходе:
- Из-за вас я опоздала на поезд!
И поцокала по трапу.
Что ж... Ну да.... Из-за нас опоздала... Извините, мадам, больше так не будем.
Растереть и забыть.
Продолжаю улыбаться остальным пассажирам, которые, возможно, тоже опаздывали, но благодарили и улыбались в ответ, выходя из самолета.
* * *
...Пассажиры вышли, самолет опустел. Заканчиваем формальности.
Не торопясь, собираю вещи. Одеваюсь. Благодарю весь экипаж за работу.
Спускаюсь по трапу.
Иду вокруг лайнера. Подхожу к пузатому двигателю. Приобнимаю, прижимаюсь щекой к холодному металлу и говорю:
- Спасибо, Брат! Люблю тебя! До встречи!
Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!
Авторские истории
35.2K постов27.4K подписчиков
Правила сообщества
Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего
Рассказы 18+ в сообществеhttps://pikabu.ru/community/amour_stories
1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.
2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.
4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.