56

Полет нарушителя

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

По итогам войны в Корее стала очевидной необходимость замены штурмовика А-1 «Скайрейдер» в составе ВМС США современным реактивным самолётом, способным эффективно действовать в сложных климатических условиях и в ночное время. В феврале 1957 года Бюро авиации флота разработало комплекс требований к такому самолёту. Новый ударный самолёт, кроме всепогодности, должен был иметь скорость около 1000 км/ч, боевой радиус 560 км, укороченные взлёт и посадку, экипаж из двух человек. Требования были разосланы в восемь авиастроительных фирм: Боинг, Дуглас, Воут, Мартин, Белл, Локхид, Норт Америкэн, Грумман. На конкурсе было представлено в общей сложности 12 проектов (в том числе проект самолёта вертикального взлёта и посадки фирмы Белл). В декабре 1957 года победителем конкурса была объявлена фирма Грумман со своим проектом G-128. Вероятно, определенное влияние на победу Грумман оказало то, что эта фирма имела большой опыт в создании палубных самолётов и имела тесные связи с ВМС США.

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

Прототип нового самолёта, имевший обозначение A2F-1, совершил первый полёт 19 апреля 1960 года (лётчик-испытатель — Боб Смит). Всего было построено 8 опытных экземпляров, на которых были установлены поворотные сопла двигателей для обеспечения требуемых взлётных характеристик; позднее от поворотных сопел отказались, поскольку механизации крыла оказалось вполне достаточно. Приёмо-сдаточные испытания начались в октябре 1962 года, а предсерийные экземпляры испытывались в полярных условиях в Гренландии. Первые два серийных самолёта поступили на вооружение эскадрильи VA-42 в феврале 1963 года. Они носили обозначение А-6А и название «Интрудер» (нарушитель).

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

Варианты:

A2F-1 — обозначение опытных самолётов.

А-6А — первая серийная модификация. Выпущено 488 машин (включая 6 предсерийных).

А-6B — модификация, предназначенная для подавления ПВО противника. Несла противорадиолокационные ракеты AGM-45 «Шрайк» и AGM-78 «Стандарт ARM». В 1967—1970 годах переоборудовано 19 самолётов из А-6А. Позднее они были переоборудованы в А-6Е.

А-6C — создан специально для ударов по целям на «тропе Хо Ши Мина» в тёмное время суток. 12 самолётов переоборудованы в 1970 году; на них была установлена аппаратура для обнаружения наземных целей ночью. После войны все А-6С были переоборудованы в А-6Е.

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

А-6E — основная поздняя модификация А-6. Первый полёт совершён 27 февраля 1970 года. Всего ВМС получили 445 самолётов, в том числе около 240 были переоборудованы из более ранних модификаций. На А-6Е установлена многофункциональная РЛС AN/APQ-148 и новая навигационная система. На всех самолётах с 1979 года устанавливался лазерный целеуказатель, позволивший использовать бомбы с лазерным наведением.

А-6F «Интрудер II» — вариант радикальной модернизации А-6, предложенный в середине 1980-х годов. Первый полёт в августе 1987 года. Самолёт должен был иметь новые двигатели Дженерал Электрик F404, новую РЛС, цифровую авионику и возможность нести ракеты «воздух-воздух» AIM-120. ВМС отказались от этого варианта, предпочтя ему разрабатывавшийся по технологии «стелс» перспективный штурмовик А-12 «Эвенджер II» (программа А-12 была закрыта в 1991 году).

А-6G — более дешёвый вариант А-6F, сохранявший двигатели J52. Серийно не выпускался.

ЕА-6A — первая модификация «Интрудера», предназначенная для постановки радиоэлектронных помех. Первый полёт состоялся 26 апреля 1963 года. Выпущено и переоборудовано из А-6А 28 самолётов.

ЕА-6B «Праулер» — значительно улучшенный ЕА-6А с более мощной системой радиоэлектронной борьбы. Экипаж увеличен до 4 человек. Построено 170 самолётов.

КА-6D — «летающий танкер». В начале 1970-х годов в эту модификацию было переоборудовано около 90 «Интрудеров», распределённых между всеми боевыми эскадрильями А-6 для обеспечения дозаправок в воздухе.

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

Самолёты А-6 не поставлялись на экспорт. В США они состояли на вооружении эскадрилий ВМС и корпуса морской пехоты три с половиной десятилетия, получив признание экипажей, о котором свидетельствует многочисленность данных ему прозвищ — «Двойной гадкий» (Double Ugly), «Могучий Альфа-Шесть» (The Mighty Alpha Six), «Железный головастик» (Iron Tadpole), «Беременная гуппи» (Pregnant Guppy). Несмотря на обозначение (литерой А в американской военной авиации обозначаются штурмовики), «Интрудер» не был штурмовиком в классическом понимании, по характеристикам являясь палубным бомбардировщиком — он имел значительную бомбовую нагрузку, большую дальность полёта, нёс оборудование, позволявшее производить очень точное бомбометание.

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

А-6 принимали участие во Вьетнамской войне с начала полномасштабного американского вмешательства в 1965 году и до его конца, причём в боевых действиях применялись все серийные модификации. Как правило, А-6 наносили удары по наиболее важным целям. Также они летали на «свободную охоту» над Северным Вьетнамом и Лаосом. «Интрудеры» морской пехоты базировались в Южном Вьетнаме и часто применялись для непосредственной поддержки наземных сил. Поначалу основное внимание уделялось максимальной бомбовой нагрузке, и возможности самолёта не использовались в полную силу. Однако при адекватном использовании А-6 достигали значительных результатов, например, в ходе успешного ночного удара по электростанции Уонгби в апреле 1966 года. Как сказал пилот «Интрудера», комментируя один из вылетов: «Видимость была почти нулевой, что сделало погоду идеальной для наших А-6».

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

С февраля 1967 года А-6 выполняли минирование с воздуха рек в южной части Северного Вьетнама, а в мае 1972 года приняли участие в операции «Pocket Money» (минирование гавани Хайфона). Среди лётчиков военно-морской авиации получил определённую известность эпизод, произошедший в июле 1972 года, когда во время ночного вылета в результате попадания в кабину А-6 очереди зенитного пулемёта погиб штурман, однако лётчику удалось совершить успешную посадку на палубу авианосца.

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

В 1980-е годы «Интрудеры» участвовали в ряде небольших вооружённых акций США. В 1983 году они поддерживали высадку десанта на Гренаде. В декабре того же года во время налёта на позиции сирийских войск в Ливане был сбит один А-6 (один пилот погиб, второй попал в сирийский плен и был освобождён через месяц).

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

В марте 1986 года «Интрудеры» при помощи противокорабельных ракет AGM-84 потопили два патрульных катера ВМС Ливии, а в ночь на 15 апреля в рамках операции «El Dorado Canyon» совершили налёт на военные объекты в пригородах Бенгази.
В апреле 1988 года A-6 участвовали в потоплении иранского фрегата «Саханд» (Операция «Богомол»).

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

Последним крупным эпизодом в боевой биографии А-6 было их участие в операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Более сотни А-6Е использовались ВМС и КМП для нанесения ударов по военным и промышленным объектам Ирака, а также по иракским войскам. Через два года А-6 приняли символическое участие в миротворческой операции ООН в Сомали. Также они выполняли патрулирование неполётных зон над Ираком и Боснией.

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

Предложение фирмы Грумман провести коренную модернизацию парка самолётов А-6 было отвергнуто ВМС США в конце 1980-х годов. Хотя планировавшийся на замену «Интрудеру» штурмовик А-12 так и не был построен, А-6 всё же стали снимать с вооружения; окончательно этот процесс был завершён в начале 1997 года. Некоторое число самолётов было затоплено у берегов Флориды для создания так называемого «рифа „Интрудеров"».

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

Самолёты РЭБ ЕА-6В применялись в ходе военных операций против Югославии (1999) и Ирака (2003). Сейчас их заменили новым самолётом радиолокационной борьбы ЕА-18G «Граулер».
В 1986 году Стивен Кунц, бывший пилот А-6 во время войны во Вьетнаме, написал ставший бестселлером роман «Полёт нарушителя» сюжет которого развивается вокруг пилотов А-6, участвующих в боевых действиях. На основе романа в начале 1990-х был снят интересный одноимённый фильм (советую его посмотреть) и создана компьютерная игра для ряда платформ. А-6 также присутствует в ряде других фильмов (например, «Top Gun», «Мы были солдатами»).

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

Особенности конструкции
Самолёт A-6 представляет собой моноплан со среднерасположенным стреловидным крылом (угол стреловидности — 25°), двумя двигателями и однокилевым хвостовым оперением. Два члена экипажа сидят рядом, лётчик слева, штурман справа. На рабочем месте штурмана нет органов управления самолётом. Крылья самолёта складываются при размещении в ангаре авианосца. Двигатели расположены в гондолах по бокам фюзеляжа. Шасси трёхстоечное, передняя стойка двухколёсная.

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

Характеристики (A-6E):

Экипаж: 2 пилота;

Длина: 16,64 м;

Размах крыла: 16,15 м, сложенного: 7,72 м;

Высота: 4,93 м;

Площадь крыла: 49,1 м²

Стреловидность по линии 1/4 хорд: 25°

Коэффициент удлинения крыла: 5,31;

Профиль крыла: NACA 64A005.9 mod - законцовка, NACA 64A009 mod - корень крыла;

Колея шасси: 3,32 м;

Масса пустого: 11 625 кг;

Максимальная масса без топлива: 20 166 кг;

Максимальная взлётная масса: при взлёте с катапульты - 26 580 кг, при взлёте с аэродрома - 27 397 кг;

Максимальная посадочная масса: при посадке на авианосец - 16 329 кг, при посадке на аэродром - 20 411 кг;

Силовая установка: 2 × ТРД Pratt & Whitney J52-P-8A;

Тяга: 2 × 41,37 кН (4218 кгс);

Максимально допустимая скорость: 1285 км/ч;

Максимальная скорость: 1043 км/ч;

Крейсерская скорость: 776 км/ч;

Скорость сваливания: 171 км/ч (с выпущенными закрылками);

Боевой радиус: с 1 × 944 кг ядерной бомбой Mk43 и 4 × 1135 л ПТБ - 1432 км, с 4670 кг боевой нагрузки и 2 × 1135 л ПТБ - 724 км;

Практическая дальность: 3482 км (без подвесок), с максимальной боевой нагрузкой - 1733 км;

Перегоночная дальность: 5311 км;

Практический потолок: 13 595 м;

Скороподъёмность: 43,68 м/с;

Нагрузка на крыло: 557,6 кг/м²

Тяговооружённость: 0,34;

Длина разбега: 802 м;

Длина пробега: 640 м;

Точки подвески: 5 (по 1633 кг нагрузки у каждого);

Боевая нагрузка: 7838 кг;

Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» - AIM-9, ракеты «воздух-земля» - AGM-45, AGM-65, AGM-84, AGM-88, AGM-123;

Неуправляемые ракеты: блоки с 70 мм или/и 127 мм ракетами;

Ядерные бомбы: B61;

Фугасные бомбы: 28 × Мк.81 или Мк.82, 13 × Мк.83, 5 × Мк.84, 20 × M-117;

Управляемые бомбы: AGM-62, GBU-10, GBU-12, GBU-16;

Кассетные бомбы: 28 × CBU-78 или Mk.20;

Зажигательные бомбы: Mk.77 (с напалмом);

Подвесные топливные баки: до 5 × 1 135 л.

Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост
Полет нарушителя Палубная авиация, США, Бомбардировщик, Военная авиация, Война, Авианосец, Длиннопост

Авиация и Техника

11.3K постов18.4K подписчик

Правила сообщества

Правила Пикабу