Покойники ищут свои ногти

Сегодня, пока прибирался дома, откуда-то из глубокой памяти выскочил рассказ деда о поверье, бытовавшем в их деревне.


Сам дед родился под Москвой и до поступления в училище жил в деревне. Потом он много расскажет и своим детям и мне о своей жизни там. И, вот, одно из таких жутковатых мне врезалось в память и благополучно пережило годы.

Дет рассказывал, что у них никто не стриг ногти, выбрасывая обрезки куда попало. Их всегда бережно собирали и ... сжигали. В общем-то, казалось бы, обычная практика: не мусорить дома и в огороде (хотя, что в огороде можно замусорить остриженными ногтями).

Но вся ребятня в деревне знала, что когда в их деревне кто-то умирал и покойника облагораживали перед похоронами, остригая ногти и подравнивая волосы (уж не знаю, зачем это делают, но про ногти могу понять, ведь у умерших людей влага из верхних слоев кожи быстро теряется и не пополняется, поэтому кожа немного теряет в объеме и ногти зрительно удлиняются).


Поэтому через некоторое время после смерти человека его ногти в самом деле могут немного «отрасти». С волосами примерно то же самое, я полагаю.

Если у покойника остригали ногти, то ни в коем случае не роняли ни одного обрезочка. Потому что считалось, что между моментом смерти и до третьего дня душа усопшего бродит по миру, посещая места, которые ей были дороги. А у деда в деревне были уверены, что, кроме этого, дух покойного ищет то, что у него отобрали уже после смерти.

Вещи у покойного обычно не отбирали. У деда в деревне одежду, в которой человек был в момент смерти, или оставляли на нем, если она была в нормальном состоянии, или же меняли, но снятую одежду обязательно клали в гроб («на дорожку», как говорил дед). Некоторые клали в гроб и ту одежду, которую сам покойный еще при жизни завещал с собой положить.

По этой же причине старались и не терять ногти. Верили, что душа покойного обязательно пересчитает все обрезки и пойдет искать недостающие. И придет в дом, где человек умер, будет бродить, расстраиваться, огорчаться, искать... в общем, всяко мешать живым.


А, если не найдет, то может не успокоиться в эти два дня и обозлиться на живых. От такого старались себя избавить, поэтому и ногти, и волосы, во-первых, остригали у уже лежащего в гробу покойного, во-вторых, все оставляли в этом же гробу. Кто-то даже заворачивал это в ткань.

Дед рассказывал, что местный батюшка, отпевавший покойных, такой практикой был крайне недоволен, но против местных не попрешь. Приходилось мириться. Ну, и, конечно же, делал батюшка свое дело не за «спасибо», а время в 1940-х было не самое тучное.

Вот, такие деревенские истории. Сам дед завещал хоронить его в тельняшке, которую сохранил еще с Балтфлота, когда служил там на минном тральщике. Но это совсем другая история.

Написал на волне воспоминаний.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
я слышал о поверии, мол, нельзя выбрасывать ногти чтобыдуша потом могла из ада выбраться 🤷♂️
раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Всякое может быть, да. Я в одной деревне слышал, что покойнику в гроб нужно непременно положить нитки и хотя бы одну иголку.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Лопату надо положить.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

дробовик

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Не знаю за лопату, но про иголку и нитку говорили "чтобы с дырами на том свете не ходить".

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку