Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

«Пока был жив, он был тебе мужем. А теперь он тебе — никто»

В 60 километрах от Иркутска, в деревне Кыцигировка живут езиды. Это небольшой народ, выходцы из Ирана. А в Сибирь они приехали из Армении в 1990-х, бежали от войны.


Хайлаз Микоян бережно хранит в прозрачном файле российский паспорт умершего пять лет назад мужа. Для неё это не просто память о близком человеке. Это доказательство того, что она имеет право на российское гражданство. Пока муж был жив, его жена могла оформить гражданство. Однако, постоянно откладывала это хлопотное дело. Только собрали все справки, мужа не стало.

«Пока был жив, он был тебе мужем. А теперь он тебе — никто» Езиды, Иркутская область, Армения, Беженцы, Права человека, Права женщин, Гражданство, Деревенские жители, Граница, Мигранты, Миграция, Миграционная политика

— Через десять дней после смерти Афо я пришла подавать документы на гражданство, — говорит Хайлаз. — А мне сказали: «Пока был жив, он был тебе мужем. А теперь он тебе — никто». Документы не приняли.
Из Армении супруги переехали в 1999 году. Бежали не от хорошей жизни. На Родине было неспокойно после обострения Карабахского конфликта. Армения и Азербайджан порвали всякие связи. Приграничная деревушка, где жили Микояны, оказалась в изоляции. Микояны собрали своих четверых детей и поехали куда глаза глядят. Так и оказались в далеком Иркутске. Сначала снимали квартиру в городе, потом купили небольшой дом в Кыцигировке.


С тех пор прошло больше 20 лет. Когда приехали в Иркутск, младший сын Нвер был шестилетним малышом. Сегодня ему 27 лет и он сам — отец семейства. Нвер, его жена Хана и двое детей живут вместе с Хайлаз в отцовском доме. Вот только никто из них не имеет российского гражданства.


Хайлаз говорит, что единственная её мечта — чтобы у детей и внуков были российские паспорта. Судьба детей тревожит её сильнее, чем отсутствие права на собственную пенсию, инвалидность и даже полис ОМС.


Из текста «Без паспорта и без прав».