Погружаемся в комиксы: Fantastic Four #293-302 - неожиданные преемники
Список предыдущих частей Погружения
Список биографий и околокомиксных постов
Фантастический привет всем, кто это читает! Сегодня, как и неоднократно до того, я рад вновь погрузить всех заинтересованных в приключения Фантастической Четвёрки. Моя цель не изменилась – я всё ещё хочу провести подписчиков от самых ранних до самых новых выпусков комикса. Напомню, в прошлой подборке Землю чуть не уничтожил Бластаар, а Фантастическая Четвёрка случайно переместилась в прошлое, где Ник Фьюри чуть не пустил в расход весь таймлайн.
Сегодня есть смысл начать с комикса Fantastic Four #293 за август 1986 года, с историей и рисунком от Джона Бирна. Джен Уолтерс (Женщина-Халк) сообщает остальным участникам Фантастической Четвёрки о том, что городок, в котором родились Рид Ричардс (Мистер Фантастика) и Сьюзен Ричардс (Невидимая Женщина) накрыл купол тьмы. На месте уже Мстители Западного Побережья, но без экспертного мнения Рида, умнейшего человека на Земле, не обойтись. Что ж, приходится прервать наблюдение за посаженным в комнату с мягкими стенами Кристоффом Вернандом (мальчиком, который считает себя Доктором Думом) и отправиться к городку, который называется Централ Сити, но не имеет ни малейшего отношения к родному городу Самого Быстрого Человека вселенной DC.
На месте купол тьмы решает исследовать Железный Человек. Он ныряет под купол – а выбирается через секунду, истощённый, паникующий и со сломанной бронёй. И утверждает, что провёл там три недели и исчерпал все встроенные в броню запасы еды, воды и энергии. И там, под куполом, находятся агрессивно настроенные существа. Что ещё хуже, купол начинает расширяться и поглощает Женщину-Халк – она не может выбраться. Фантастическая Четвёрка прибывает через десять минут – под куполом должно было уже пройти около 150 лет. Герои понимают, что могут не вернуться – но решают рискнуть и отправляются под купол, и с ними отправляется Вайятт Вингфут – индеец, пилот и парень Женщины-Халка. И видят все под куполом сверхразвитый город (похоже, за тысячи лет, прошедшие под куполом, жители понастроили всякого). Высокотехнологичные здания…и никого. Ни души. Впрочем, героев удивляют находки – в частности, архитектурная статуя (полная копия Бакстер-Билдинг, уничтоженной базы Фантастической Четвёрки) и рядом памятник, изображающий саму команду. Без Женщины-Халка, зато с Беном Гриммом (Существом).
Офигевать и выяснять, что происходит, Фантастическая Четвёрка будет в комиксе Fantastic Four #294 с историей от Роджера Штерна и рисунком от Джерри Ордуэя. Герои ищут Женщину-Халка – но подозревают, что Джен уже померла за те 150 лет, что прошли между её входом под купол и их появлением. Человек-Факел (Джонни Шторм) отправляется на разведку – и его сбивают агрессивно настроенные личности. На Фантастическую Четвёрку нападают амбалы в шлемах, аналогичных тому, какой когда-то носил Бен Гримм, когда только начал свою карьеру Существа. И все амбалы кричат «Пора крушить», как и Бен. Им помогают летающие люди с посохами и двухголовые йоги, способные создавать невидимые силовые поля. Враги вырубают Факела и Вайятта, да и Риду и Сью уже деваться некуда, но тут вдруг объявляется женщина в королевских одеждах, и по её приказу все враги резко прекращают буянить. «Отставить сражение! Вы что, ослепли?! Вы что, не видите, что нападаете на наших богов?!». Когда Рид пытается спросить, что тут вообще творится, женщина удивлена – как это возможно, чтобы Рид Всеведущий чего-то не знал? Впрочем, Вайятт понимает, как нужно говорить с фанатиками, и объясняет, что этот вопрос – не признак незнания, а проверка веры. А, ну тогда норм. Женщина представляется Принцессой Ливией – и рассказывает, что к чему.
В общем, несколько тысяч лет назад человек по имени Джессап опасался ядерной войны США и России, и поэтому разработал генератор поля. Поле накрыло город и обезопасило его – но жителям не позволено было город покидать. Вот они и жили в безопасности. Со временем начали поклоняться Фантастической Четвёрке и верить, что с появлением Четвёрки их ждёт избавление от заточения под вечным куполом. По просьбе Рида Ливия с готовностью предъявляет ему не только генератор поля, но и самого Джессапа, дряхлого, но живого (он всё это время жил в стазисе). С Джессапом Рид знаком лично – вместе работали давненько. Он пытается объяснить старику, что к чему, но Джессап не желает слушать. Его устраивает, что его все считают великим спасителем, конкуренты ему не нужны. Джессап объявляет Фантастическую Четвёрку самозванцами, надевает свой шлем со встроенным супероружием – и, похоже, уничтожает команду, распылив героев (и Вайятта) на атомы!
Но так ли всё плохо? Ответ – в комиксе Fantastic Four #295. Разумеется, уничтожить Фантастическую Четвёрку Джессапу не удалось. Невидимая Женщина вовремя подняла защитное поле и сделала команду невидимой – так и получилась видимость того, что героев распылили на атомы. Слуги упрятали престарелого Джессапа обратно в стазис, а Четвёрка отступила. Блуждая по городу и размышляя, как поступить дальше, герои встречают женщину-телепата, которая может их видеть даже под куполом невидимости. Женщина сразу сообщает, что знает, что это настоящая Четвёрка, и что Джессап – предатель. Женщину зовут Марна и она была жрицей. Много лет назад в городе появилась Женщина-Халк. Джессап упрятал её в стазис, а когда Марна выступила в защиту зелёной великанши, то была разжалована. А значит, назревает новый план – Человек-Факел, Вайятт и Марна идут спасать Джен, а Рид и Сью возвращаются в цитадель другой дорогой и пытаются вразумить Джессапа и объяснить ему, что его чудо-купол стоит только два дня как, и ни о какой ядерной войне нет и речи.
Но Джессап к доводам разума глух, и вообще от старости его уже маразм начал прихватывать. Используя шлем контроля, он натравливает на Мистера Фантастику и Невидимую Женщину всех, кого может. В процессе шлем ломается, уничтожив надежду донести истину одновременно до всех собравшихся. А Джонни, Вайятт и Марна тем временем находят и выуживают из стазиса Женщину-Халк. В том же зале в стазисе лежат ещё несколько изначальных жителей города, но их герои пока не трогают. Четвёрка воссоединяется в главном зале – и Марна налаживает телепатическую связь между Ридом и Джессапом. Джессап понимает, что мощно опростоволосился, сообщает Риду, где находится генератор силового поля, выходит из своей камеры стазиса – и умирает от старости. Собравшиеся за пределами купола люди и Мстители видят, как купол исчезает…но под ним – только огромный кратер, на дне которого – Фантастическая Четвёрка и несколько камер стазиса. Рид объясняет, что весь город с технологиями и сверхразвитыми гуманоидами он отправил на 10 тысяч лет в будущее (в принципе, город сам «отправился», когда купол тьмы отключился и искривлённый таймлайн выпрямился) – там они будут как дома, а в этом времени оставил лишь людей из камер стазиса. Ну а Централ Сити придётся отстраивать с нуля. Между тем, назревают нехорошие новости – что-то произошло с Беном Гриммом. Известно, что он попал в больницу, но исчез оттуда. Его надо найти!
Бен Гримм, или же Существо, а то и вовсе Нечто – тема для комикса Fantastic Four #296 за ноябрь 1986 года, на обложке которого хватило места не только Фантастической Четвёрке – но и Мстителям, Людям-Икс, Человеку-Пауку и Икс-Фактору. Сюжет для этого комикса писали Стэн Ли и Джим Шутер, а рисунком занималась целая толпа художников (каждый делал по несколько страниц). Фантастическая Четвёрка узнаёт, что Бен Гримм, окончательно признав себя чудовищем, отправился туда, где, как он думал, ему самое место – на Остров Монстров, где обитают самые разные чудовища. Погоревав на своей новой базе, Фор Фридомс Плаза (Плазе Четырёх Свобод, первый вариант звучит корявовато, второй - длинный и громоздкий, так что остановлюсь на первом), герои решают отправиться за ним. С ними напрашиваются Женщина-Халк и Алисия Мастерс, бывшая девушка Бена Гримма, слепая скульпторша, ныне встречающаяся с Человеком-Факелом – но Рид, Сью и Джонни объясняют, мол, это личное, причём максимально личное – только для своих. Джен и Алисия – свои, но не в такой степени. Герои отправляются на Остров Монстров – и тамошние монстры тут же ломают их транспорт, так что обратно Четвёрка таким же макаром уже не вернётся. Спасаясь от чудовищ, герои спускаются в тоннели, ведущие в страну Человека-Крота…и там встречают Бена Гримма. В одеянии, напоминающем костюм Человека-Крота!
Бен объясняет, что начал мутировать. Он и раньше красавцем не был и сильно от этого комплексовал, но теперь начал принимать ещё более монстрячий облик. А Человек-Крот помог его форму кое-как стабилизировать, так что Бен пока что останется жить с ним, и Четвёрке тут не рады. Впрочем, Крот разрешает Четвёрке переночевать – деваться героям всё равно некуда. Во время ночёвки Рид узнаёт, что Человек-Крот планирует поднять свою страну на поверхность с помощью сверхмощной бурильной машины. Затея благородная – но приведёт она к ужасающим наводнениям по всем побережьям Тихого океана и разрушительным землетрясениям. А вот это Крота не волнует ни в малейшей степени - "моё дело - забота о подданных, а люди на побережьях могут хоть об стенку убиться, мне ваще пофиг, даже дверь открыта". Узнав об этом, Бен решает, что не так уж ему и близок Крот – и помогает Четвёрке разломать бурильную установку. Но всё это дестабилизирует Остров Монстров. Бен отправляет героев (и Алисию, которая наняла пилота, чтобы прилететь к нему) спасаться, а сам отправляется искать средство для исцеления Человека-Факела, которого Крот сделал уродцем. И Остров Монстров тонет! Впрочем, Бену и Джонни тоже удаётся спасти. И все погружаются в надувное плавсредство и ждут спасения, потому что наёмный самолёт, на котором прилетела Алисия, утоп вместе с островом (пилот выжил).
Ну, эта проблема решаема, а впереди комикс Fantastic Four #297 с сюжетом от Роджера Штерна и рисунком от Джона Бушемы. Где-то в космосе воюют два брата, Умбра и Джаагур. Умбра использует прибор, способный выкачать энергию из звезды. А на Земле Фантастическую Четвёрку находит американский флот, поднимает на борт эсминца – и доставляет на тайную базу в Тихом океане, где Риду Ричардсу объясняют, какая сложная образовалась ситуация – что-то дестабилизирует Солнце, выкачивая из него энергию. Есть неиллюзорный шанс того, что Солнце превратится в сверхновую или угаснет. Или сначала одно, потом другое. Любой вариант для Земли будет плачевным. А Рид – самый крутой в мире учёный, он наверняка сможет что-то придумать, если команда выйдет в космос и ознакомится с ситуацией поближе. Так что Фантастическая Четвёрка отправляется в космос, и команду сопровождает Бен Гримм. В связи с вялотекущей мутацией у него изрядно ухудшился и без того не сахарный характер – и усилились комплексы на тему внешности. Настолько, что Бен даже заказал себе униформу с закрытым шлемом.
Четвёрка отправляется в космос, оставив на Земле Вайятта ВИнгфута, Алисию Мастерс и малыша Франклина Ричардса. План такой – соорудить «противофазное» устройство на борту космической станции и обратить отток энергии из Солнца вспять. Перед отлётом Джонни Шторм предлагает Алисии выйти за него – и та соглашается, и это слышит Бен, когда-то любивший Алисию, и до сих пор не оставивший эти чувства. В космосе Четвёрка заканчивает сооружение прибора – и Бен решает покончить с собой, активирует джетпак и планирует улететь в открытый космос, чтобы там тихо помереть. Не слушая его ожесточённые возражения, каменного самоубийцу возвращают на борт космической станции. Противофазный прибор срабатывает – и на далёкой планете броня Умбры выходит из строя как раз когда он выходит на личную последнюю дуэль с братом, Джаагуром. На планете открывается червоточина и вся планета гибнет. Отток энергии из Солнца прекращается, звезда стабилизируется. Хэппи-энд! Фантастическая Четвёрка летит на Землю, и не подозревает, что сразу после отлёта героев на борту космической станции открывается портал, из которого выходит страхолюдина – склеенные вместе Умбра и Джаагур, желающие мстить тому, кто ушатал их планету и объединил их в одном теле.
И это тело настроено очень агрессивно, как доказывает комикс Fantastic Four #298. Фантастическая Четвёрка возвращается на Землю, Джонни и Алисия объявляют о том, что жениться будут, все их поздравляют, один Бен ворчит в своём углу и говорит, что на свадьбу не придёт. Радостный момент прерывает один из учёных и сообщает, что камера засекла, что откуда-то издалека на борту космической станции, которую покинула Четвёрка, появился гуманоид ростом под три метра, и захватил контроль над станцией. Рид берёт на себя вину за появление гуманоида и вызывается его остановить – а тот телепортируется на Землю. Гуманоид оказывается абсолютно пуленепробиваемым, а остатки поглощающего костюма прекрасно работают на поглощение огня Человека-Факела.
Умбра-Джаагур легко разделывается с Человеком-Факелом, Мистером Фантастикой и Невидимой Женщиной, да и Женщине-Халк не удаётся долго против него продержаться – но тут в бой вступает Бен Гримм. Он очень зол и ему нужно выместить на ком-то свою фрустрацию. Сказать, что Бен избил Умбра-Джаагура – ничего не сказать. Бен его отметелил просто в мясо. Невидимой Женщине пришлось окружить врага защитным полем, чтобы Бен его не убил. Мамкиным карателям напомню – если ты не проявляешь сострадания к врагу, ты сам становишься врагом. Рид Ричардс же берётся буйных братьев разделить – во-первых, чтобы несколько унять их пыл, а во-вторых – по отдельности они будут не такими могучими, и если начнут буянить, их проще будет сдержать. Сказано-сделано. Рид сооружает прибор для молекулярного разделения – но он не учёл ненависть Умбры и Джаагура друг к другу. Как только у братьев появились отдельные тела, они вцепились друг другу в глотки. В процессе прибор для разделения был повреждён, и мощный электрошандарах убил обоих братьев на месте. Ну…в принципе, тоже какой-никакой исход. Нет двух буйных злых инопланетян – нет проблемы.
Но проблемы-то всё равно есть, просто другие – в комиксе Fantastic Four #299. Джонни-факеру, то есть, Факелу, похоже, мало того, что он увёл у Бена возлюбленную, так ещё и собрался на ней жениться – и ему хватило наглости позвать Бена на свадьбу в качестве шафера. Когда вышибить Факелу мозги не удаётся (Бен честно пытался), Существо уходит, ловит такси и едет бухать. И поняв, что ситуацию нужно разруливать (а также что нужно определить её роль в Фантастической Четвёрке теперь, когда Бен вернулся), вправлять каменному увальню мозги отправляется Женщина-Халк. Свидетелями всего этого становятся многочисленные репортёры, в том числе – Питер Паркер, фотограф из Дэйли Бьюгл. Бена Халкуша находит в баре, где тот исполняет обещание - бухает. Заплатив бармену за телевизор, который Бен сломал, когда его отказались выключить (по телевизору шла церемония торжественного открытия новой базы Четвёрки, Фор Фридомс Плаза) и выслушав нытьё каменного увальня по поводу Алисии, Джен решает помочь Бену развеяться и показать ему одно особое место. Нет, не на своём теле, а на карте города.
Женщина-Халк показывает Существу особый бар, в который иногда захаживает – и там Бен продолжает ныть. Он рассказывает, как Алисия пострадала от рук Аннигилуса, как он решил с ней расстаться, чтобы не травмировать её – а она тут же прыгнула в постель к Человеку-Факелу, и какой он, Бен Гримм, несчастный-разнесчастный. Халкуша настаивает, мол, харэ ныть, не один ты в мире несчастный, у многих проблемы и покруче, например, у её двоюродного брата, Брюса Бэннера, который время от времени превращается в буйное несдержанное чудовище. Бену сравнение с Халком не нравится, и тогда Женщина-Халк решает поднять настроение Существу иными методами – мордобоем. И начинается махач. Каменный увалень и зелёная великанша крошат тушками друг друга стены, обрушивают друг на друга здания…к счастью, обходится без пострадавших – оказывается, Халкуша специально привела Бена в особое место, где целый микрорайон готовится под снос и перестройку, на окраинах работают машины для сноса зданий. В процессе сражения Бен и Джен сносят весь микрорайон (уверен, мастерам по сносу теперь не заплатят и они будут голодать, некоторых, возможно, выселят из домов). Но драка сработала – Бен несколько поубавил пыл, выместил раздражение, извинился перед Джонни – и согласился быть шафером на его свадьбе. А к чему Человек-Паук на обложке? А, ну Питер переоделся в Паука и потрещал немного с Факелом о жизни. И кстати, в самом комиксе Спайди в чёрном костюме.
Кстати, об Алисии Мастерс и её шизанутом отчиме, Кукловоде, повествует юбилейный комикс Fantastic Four #300 за март 1987 года. Человек-Факел, Алисия Мастерс и Фантастическая Четвёрка готовятся к свадьбе. Как и весь Нью-Йорк – одна любопытная Варвара подслушала разговор Человека-Факела и Человека-Паука и доложила об этом в Дэйли Бьюгл, так что тихой и приземлённой свадьбы не будет. Четвёрке приходится ещё и от папарацци отмахиваться. Джонни нервничает, Бен нервничает, Алисия нервничает, все на нервах. Мало какая свадьба без такого обходится. О грядущей свадьбе узнаёт даже Доктор Дум – и велит своему дворецкому отправить поздравительную открытку. А вот Кукловод (отчим Алисии) и Безумный Мыслитель решают поднасрать в свадебный пунш (не буквально). У обоих личные счёты к Факелу, и у них созревает план – сразу после свадьбы Человека-Факела убить. Тогда Алисия унаследует часть активов Фантастической Четвёрки. Соорудив фигурку Франклина Ричардса и взяв пацана под контроль, Кукловод узнаёт, где будет проводиться торжество.
И вот, наступает торжественный день. Кукловоду удаётся затесаться среди гостей и он достаёт своё оружие – фигурку Бена Гримма из радиоактивной глины, которая даст возможность взять Бена под контроль. А вдали Безумный Мыслитель и Чародей на всякий случай готовят армию роботов. А Кукловод видит, что Бен всё ещё тепло относится к Алисии, да и сама Алисия явно счастлива. Кукловод всё-таки любит свою падчерицу, пусть и по-своему. И резко меняет свои планы. Он больше не намерен убивать Человека-Факела. Вместо этого он активирует фигурку Человека-Дракона, ужасающей драконоподобной твари – и отправляет Дракона на бой против Безумного Мыслителя и Чародея. Результат в принципе неплохой – свадьба проходит без инцидентов, Чародей скрывается бегством, Дракон уничтожает Мыслителя – но тот оказывается дистанционно управляемым андроидом, а Кукловод под шумок скрывается. А Джонни и Алисия получают подарок от Доктора Дума – букетик цветов и открытку. «Мы так-то вообще враги, но сегодня, в этот радостный день, я объявляю перемирие – на то время, пока не увянут эти цветы». Что ж – и на том спасибо!
Что творится на обложке комикса Fantastic Four #301 – педофил похищает ребёнка? Нет, расслабьтесь – ребёнка похищает всего лишь маньяк-убийца, повёрнутый на мести Фантастической Четвёрке, а не чудовище какое-нибудь. Безумный Мыслитель, оказывается, всё ещё сидит в тюрьме, а андроидов со своей внешностью (которых у него в запасе ещё немало) активирует с помощью телепатического импланта. И он всё ещё намерен извести Фантастическую Четвёрку, как и Чародей. У Чародея появляется новый план – похитить малыша Франклина Ричардса. Тем более, у мальца проявилась новая способность – он может выходить из тела и управлять своей астральной формой. Как Доктор Стрэндж, только его астральную форму могут видеть не только экстрасенсы, её даже на камерах видно. Безумному Мыслителю идея похитить ребёнка не нравится – он просчитал все варианты похищения и все заканчиваются смертью ребёнка, и Чародея это вполне устраивает, а Мыслитель – всё-таки не детоубийца. Тем временем в Фор Фридомс Плаза Рид Ричардс подключает Франклина к тестирующему прибору, чтобы проанализировать его способности. Малыша это пугает, Бена Гримма – раздражает. «Эй, это твой сын, а не подопытный кролик!».
После короткой драки с Ридом Бен добивается освобождения Франклина – и решает прокатиться вместе с ним в больничку, навестить Джарвиса, дворецкого Мстителей (он попал в больницу, когда на особняк Мстителей напали Повелители Зла). Тут-то оба и попадают в западню – водителем такси оказывается Чародей, он вырубает Бена и Франклина газом – и похищает. В своей лаборатории Чародей намерен промыть мозги Бену и сделать Существо своим рабом – но Франклин посылает свою астральную форму к родителям и сообщает, где находится. Да и мозгопромывочная машина, сработавшая один раз в прошлом, почему-то больше не работает на Бене (потому что вялотекущая мутация, помним). Четвёрка прибывает и Чародей угрожает убить ребёнка…и это триггерит Невидимую Женщину. Обладающую суперспособностями мать, обожающую своё чадо, лучше не злить! Сью создаёт вокруг головы Чародея невидимое силовое поле, не пропускающее воздух – и злодей вырубается. Мальчик спасён, жизнь продолжается.
А вот сегодняшний пост уже подходит к завершению, и завершит его комикс Fantastic Four #302 за май 1987 года, от Роджера Штерна и Тома ДеФалько (история) и Джона Бушемы (рисунок). Джонни и Алисия наслаждаются медовым месяцем и отправляются в Эйтенвиль, в гости к подруге Алисии. А там что-то происходит. В городе дофига военных, люди наезжают на шерифа – «сделай же что-нибудь». Мирна, подруга Алисии, объясняет ситуацию (а шериф поддакивает). А Эйтенвилле начали пропадать люди. Причём не кто попало, а исключительно творцы – художники, скульпторы, или хотя бы поэты (и что самое странное, некоторые возвращаются – но в упор не помнят, что происходило). Впрочем, городок состоит из них чуть менее чем полностью. Кстати, все считают Алисию настоящей звездой. Вовсе не потому что она замужем за самим Человеком-Факелом (ужасающий удар по пламенному эго), а потому что она высококлассная скульпторша, пусть и слепая.
Джонни-Факел отправляется расспрашивать военных. Не стали бы сюда пригонять армию по причине пропажи нескольких художников. Один из солдат, находка для шпиона, пробалтывается, что военные проетеряли ядерную ракету. Ну и вот ищут. А вскоре пропадает и Алисия. Джонни её ищет – и попадает в плен, нюхнув газку, а приходит в себя рядом с женой – облитый огнеупорной жижей. Местный безумный гений раскрывает свои планы – поскольку Земле грозит ядерный гаплык (он в этом уверен), он намерен превратить гору, в которой находится его база, в своеобразный взрыволёт и взлететь с помощью внушительного количества ядерных ракет. Куча ядерных взрывов одновременно – это, конечно, запустит гору в космос, но окрестностям (а возможно, и всем США) придёт хана, да и всей планете от такого икнётся. Сконцентрировавшись, Джонни накаляется до предела, и антипригарное покрытие, которым его обляпали, испаряется. Воспламенившись нормально, Джонни влетает в комнату управления и превращает консоль управления в лужу остывающего металла, тем самым предотвратив ядерный апокалипсис. Остаётся только взять автора идеи под стражу. Остальные и не против – они до последнего были уверены, что их начальник намерен просто соорудить внутри горы надёжный бункер, а не взорвать к чертям все окрестности.
А далее в программе - Флэш!