Подводник по призванию. История Вольфганга Люта

Вольфганг Лют — второй по результативности подводный ас Кригсмарине после знаменитого Отто Кречмера. Суммарный тоннаж потопленных им 46 судов и одной подводной лодки составляет 225 204 брутто-тонн, плюс на его счету два повреждённых судна тоннажем более чем в 17300 брутто-тонн. Он участвовал во Второй мировой войне с первого и до последнего дня, но погиб совершенно нелепо — не от глубинных бомб или торпед вражеских эсминцев, не на минной постановке, а от пули немецкого часового в немецком же Фленсбурге, когда город уже был оккупирован британскими частями.

Детство и юность

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Вольфганг Лют

Родился Вольфганг Август Ойген Лют не в Германии, а в Риге 15 октября 1913 года, когда Латвия еще входила в состав Российской империи, как Лифляндская губерния. На время Первой мировой войны его семья была вынуждена уехать в Германию, но затем снова возвратилась в уже независимую Латвию.

После гимназии в 1929 году Лют поступил в институт Гердера в Риге и учился там 3 семестра на факультете права до 1933, а после прихода к власти нацистов с разрешения родителей уехал в Германию для поступления на службу в Рейхсмарине

Обучение и служба с 1933 года по 1939 год

Все офицеры Рейхсмарине и Кригсмарине проходили длительное обучение, и Лют не стал исключением. В апреле 1933 года он прибыл в Штральзунд, откуда его направили в один из учебных лагерей, расположенных на острове Денхольм. Условия на Денхольме были крайне суровыми, но они позволяли на раннем этапе отсеять тех, кто непригоден к флотской службе.

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Легкий крейсер «Карлсруэ»

После окончания начальной подготовки Лют 3 месяца служил на учебном барке «Горх Фок», а 23 сентября 1933 года продолжил обучение на легком крейсере «Карлсруэ».

Но полноценная служба для Люта началась с декабря 1935 года на легком крейсере «Кёнигсберг». В чине фенриха (с 1 апреля 1936 года обер-фенриха) он прослужил 10 месяцев, выполняя офицерские обязанности, а старшие офицеры наблюдали за его действиями и должны были составить мнение, насколько хорошо он справляется со своими обязанностями. Этот экзамен Лют сдал на отлично и в октябре 1936 года получил свои первые офицерские погоны лейтенанта цур зее.

В этом качестве на «Кёнигсберге» Лют прослужил только четыре месяца — уже в феврале 1937 года он подал рапорт о переводе его в подводный флот. Рапорт был удовлетворен, так как Кригсмарине нуждались в офицерах-подводниках. Молодому офицеру снова пришлось приниматься за обучение. После выпуска из училища 1 июня 1938 года Лют получает звание обер-лейтенанта цур зее, а в июле — назначение на подлодку типа VIIA с бортовым номером U-27 на должность второго вахтенного офицера.

На ней Лют и получил свое первое боевое крещение — в августе и сентябре 1938 года U-27 два раза выходила к побережью Испании для патрулирования. Официально Германия не вступала в гражданскую войну в Испании на стороне Франко, но условия службы во время похода считались приближенными к боевым. Кстати, именно за испанские походы Лют получил свою первую награду — Испанский Бронзовый крест с мечами (как участник боевых действий).

Служба с 1939 года по ноябрь 1943 года

U-9

После начала войны Лют продолжил службу на U-27, но уже в должности старшего помощника капитана — молодого и перспективного офицера заметили и продвигали по службе, позволяя набираться опыта. 30 декабря 1939 года он получает под свое начало собственную субмарину, который стала малая подводная лодка типа IIB с бортовым номером U-9.

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

U-9 в 1936 году. На корпусе виден номер, который во время войны был закрашен

16 января 1940 года Лют выходит в свой первый боевой поход, как командир субмарины. Он выдвигается к английскому побережью и через два дня обнаруживает два судна, идущих без национального флага. Цели показались ему подозрительными, и Лют отдал приказ атаковать. Из-за некоторого бахвальства две первые торпеды прошли мимо, и только третья потопила цель — ею оказался шведский пароход «Фландрия». К поражению второй цели, тоже шведского транспорта «Патрия», Лют подошёл ответственно и потратил на него всего одну торпеду. Две потопленные цели в первый же боевой поход позволили Люту заслужить авторитет среди подчиненных и первую действительно боевую награду — Железный крест II степени.

В свой второй поход U-9 вышла 5 февраля 1940 года. Основной целью была постановка минного заграждения в заливе Мори-Ферт, но на борту имелись торпеды, и после выполнения боевой задачи Лют получил разрешение продолжить боевое патрулирование. 11 февраля он обнаружил эстонский пароход «Линда» и потопил его торпедой, после чего вернулся на базу, так как у него заканчивалось горючее. Кстати, на поставленном U-9 минном заграждении через пару месяцев подорвался британский танкер «Сан Тибурцио», а также буксирное судно, посланное ему на помощь.

4 апреля U-9 и ещё четыре субмарины свели в «Третью группу», и они участвовали в операции «Везерюбунг», прикрывая основные силы.

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Французская подлодка «Дори»

Во время операции «Гельб» 9 мая 1940 года Лют у побережья Нидерландов потопил свою первую и единственную субмарину противника — французскую подлодку «Дори». Через два дня ее судьбу повторили британские пароходы «Вийя» и «Тринго».

15 мая субмарина была вынуждена вернуться в Вильгельмсхафен для пополнения боекомплекта и топлива. За французскую подлодку Лют был представлен к Железному кресту I степени. 16 мая U-9 вышла к бельгийскому побережью с задачей топить все корабли и суда, что будут прорываться в Британию. 23 мая был обнаружен сухогруз «Сигурд Фалбаумс», который потопили в районе Зеебрюгге двумя торпедами. Позднее выяснилось, что сухогруз был латвийским, но его конфисковали британцы и пытались переправить в метрополию.

U-138

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Подводная лодка U-138 (в центре). Слева U-14, справа U-8

Командуя U-9, Вольфганг Лют продемонстрировал прекрасные результаты и за 6 походов записал на свой счет 6 транспортов и одну субмарину. Поэтому 27 июня 1940 года он получает спущенную на воду новую субмарину U-138, построенную по проекту IID. До сентября подлодка проходила ходовые испытания, но уже в свой первый поход Лют сумел отличиться — во время атаки британского конвоя OB-216 он потопил четыре транспорта суммарным водоизмещением 34644 брутто-тонн: «Сити оф Симпла», «Бока», «Нью Севилья» и «Эмпайр Адвенчер».

8 ноября 1940 года U-138 выходит во второй поход. 13 ноября Лют предпринял безуспешную атаку норвежского парохода «Даунгрув», но уже через два дня во время атаки британского конвоя OB-228 записал на свой счёт ещё 5300 брутто-тонн потопленного им парохода «Боннер» и 6990 брутто-тонн поврежденного танкера «Бритиш Глори».

19 октября U-138 возвратилась в Лорьян, и прямо на пирсе Лют узнает, что он должен оставить пост командира U-138, так как получает под свое командование более крупную субмарину — большую океанскую подлодку типа IX-A под номером U-43.

U-43

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Подводная лодка U-43

Уже 21 октября Вольфганг Лют приступает к обязанностям командира U-43, а через три дня его ожидает очередная приятная новость — ему вручили Рыцарский крест Железного креста с упоминанием в ежедневном коммюнике Кригсмарине.

Во время атаки конвоя ОВ-251, которая произошла 2 декабря 1940 года, Лют записал на свой боевой счет еще 19630 брутто-тонн: танкер «Виктор Росс» и сухогруз «Пасифик Президент». 6 декабря был потоплен норвежский пароход «Скрим», а 13 декабря британское торговое судно «Орари». После похода Люту было присвоено звание капитан-лейтенанта.

В свой следующий поход U-43 вышла в мае 1941 года. Сначала из палубных орудий 11 мая была потоплена французская шхуна. Затем субмарина обеспечивала дальнее охранение в операции «Учения на Рейне», а 27 мая вернулась на боевое дежурство. 6 июня был пущен на дно норвежский сухогруз «Йсельхавен», а 17 июня — британский пароход «Кэтрин».

В ноябре Лют выходит в очередной боевой поход. После информации о выходе из Британии конвоя OS-12 он отправляется на поиски и 29 ноября 1941 года обнаруживает его. Лют принимает решение атаковать британский транспорт «Торнлибэнк», который от одной-единственной торпеды взлетел на воздух, так как перевозил значительное количество боеприпасов. На следующий день Лют снова догнал конвой и потопил британский транспорт «Эшби», а 2 декабря отправил на дно американский транспорт «Эстрал», хотя США на тот момент оставались нейтральными.

В середине января 1942 года Лют вышел в свой последний поход на U-43. 12 января им был потоплен шведский пароход «Юнгарен», а 14 января — британский транспорт «Эмпайр Сюрф» и судно «Чепо», следовавшее под панамским флагом.

U-181

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Подводная лодка U-181, швартовка в Порт-Суиттенхэме (Порт Кланг) в Малайе (Малайзия) во время Второй Мировой войны

После возвращения в Лорьян приказом командования Кригсмарине вместо Люта был назначен другой капитан U-43, а Люта 17 января 1942 года наградили Рыцарским крестом Железного креста с дубовыми листьями и отправили в трёхмесячный отпуск. После отпуска ему было предписано явиться в Бремен и принять под свое командование подводную лодку типа IXD2 с бортовым номером U-181 — большую океанскую лодку, построенную по улучшенному проекту и только-только спущенную на воду.

Все лето экипаж «обкатывал» лодку в учебных походах, а в августе перед Лютом была поставлена боевая задача: выйти к южному побережью Африки и действовать там на морских коммуникациях. В тех районах немецких субмарин еще не было, поэтому через мыс Доброй Надежды шли многие действительно важные грузы из Америки на Ближний Восток, а оттуда в Северную Африку.

Первый поход U-181 начался в сентябре 1942 года — предстояло пройти более 8000 миль. Этот путь занял больше 50 дней, но уже в ноябре U-181 оказалась в заданном районе и начала патрулирование. В период с 3 ноября по 2 декабря Лют потопил 12 торговых судов суммарным тоннажем 55 381 брутто-тонн.

После своего похода в Южную Атлантику U-181 проходила капитальный ремонт. 1 апреля 1943 года ему было присвоено звание корветтен-капитана. А уже 5 апреля Лют был представлен к очередной награде — Рыцарскому кресту Железного креста с дубовыми листьями и мечами, и спустя пару дней его субмарина снова вышла в поход. Впрочем, из-за неполадок в машинном отделении Лют был вынужден вернуться на базу в Бордо, потопив только один трофей, коим стал британский транспорт «Эмпайр Уимбрел».

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Британский транспорт «Эмпайр Уимбрел»

До 11 декабря 1943 года U-181 еще несколько раз выходила в боевые походы, потопив 9 торговых судов суммарным тоннажем 39348 брутто-тонн.

9 августа 1943 года Лют был представлен к высшей воинской награде Третьего Рейха — Рыцарскому кресту Железного креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Награда была вручена ему лично Гитлером 11 августа в его ставке, откуда легендарный подводник отправился в трёхмесячный отпуск к своей семье в Нойштадт.

Дальнейшая служба. Ноябрь 1943 года — май 1945 года

После возвращения из отпуска Лют, из которого германская пропаганда сделала национального героя и «Великого Охотника», получает от Карла Дёница предложение перейти на штабную работу. От предложения Большого Льва отказаться было трудно. К тому же было ясно, что теперь в море Люта просто так не выпустят: ведь если он погибнет, то это негативно скажется на моральном духе немецких подводников.

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Лют после своего 205-дневного патрулирования (в центре)

Поэтому до января 1944 года Лют работает в штабе 12-й флотилии в Бордо. После его выступления с докладом «Проблемы руководства», который был высоко оценен командованием Кригсмарине, Люту дали должность командующего 22-й учебной флотилией, базировавшейся в Мемеле.

15 июля 1944 года Лют переводят в Военно-морскую школу Мюрвик во Фленсбурге командиром дивизиона. 1 августа он был представлен к чину фрегаттен-капитана, а уже 1 сентября в возрасте 30 лет становится самым молодым в Кригсмарине капитаном цур зее (капитаном 1-го ранга). 17 августа, несмотря на критику и противодействие со стороны некоторых высших командных чинов, Лют был назначен командиром Морской школы.

Гибель

8 мая 1945 года Фленсбург был захвачен британскими войсками. Здесь же находилась и ставка Дёница, которого Гитлер назначил своим преемником. Чтобы обеспечить порядок, британское командование разрешило Люту сформировать из солдат охраны Деница и кадетов училища охранное подразделение и обеспечить безопасность периметра Морской школы, где фактически находилось правительство Третьего Рейха. По словам сослуживцев Люта, в эти дни он находился в подавленном состоянии — еще недавно он был убежденным нацистом и сторонником Гитлера, верил в непобедимость Третьего Рейха, а теперь вынужден выполнять приказы британцев, которых несколько лет успешно топил.

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Вольфганг Лют, январь 1945 года

Ночью 13 мая 1945 года 18-летний часовой Маттиас Готлоб случайно застрелил своего непосредственного командира и начальника Морской школы Вольфганга Люта. По словам самого часового, он три раза спросил пароль, а когда так и не услышал отзыв, то наугад выстрелил в темноту. Только когда подошел ближе, то увидел, в кого попала его пуля.

Рассматривались три основные версии. Согласно первой, Лют специально не назвал пароль, таким образом сведя счёты с жизнью руками Готлоба. Однако эта версия не выдерживает критики: если бы Лют действительно этого хотел, то сделал бы это самостоятельно. По второй версии, он был мертвецки пьян, но никто из свидетелей не подтверждает запах алкоголя. Поэтому основная часть историков и исследователей склоняется к третьей версии — Лют находился в крайне подавленном состоянии, был невнимателен и рассеян, на глазах рушилось всё, во что он верил больше 10 лет. Поэтому он, скорее всего, не обратил внимание на окрик часового, а смертельное попадание от молодого новобранца, толком не державшего в руках винтовку, стало трагической случайностью.

Из уважения к заслугам Люта и личной просьбе Дёница, военный комендант Фленсбурга полковник Робертс разрешил 16 мая провести торжественные похороны и проводить в последний путь легендарного подводника с воинскими почестями. На похоронах присутствовал Дёниц, многочисленные сослуживцы Люта, а гроб несли 6 офицеров-подводников, каждый из которых являлся кавалером Рыцарского креста.

Подводник по призванию. История Вольфганга Люта Война, Вторая мировая война, Kriegsmarine, Подводная лодка, Длиннопост

Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей