Почему в исламе появились правовые школы - мазхабы

Ислам регулирует все сферы бытия верующего начиная от того как стирать белье и заканчивая его помыслами (впрочем на счет мыслей все религии сходятся и требуют от верующего прочищать мозги регулярно дабы не загреметь в ад). Со стороны это может показаться перебором, ибо европейская концепция веры оставляет человеку гораздо больше свободного пространства, однако если посмотреть на это с точки зрения ислама то все выглядит вполне логично. Человек слаб и для того, чтобы он не отошел от Бога ему нужно постоянно напоминать - что такое хорошо и что такое плохо. Каждый день и каждый час он должен иметь перед глазами инструкцию поведения – Коран и хадисы, постоянно ее повторять, постоянно сталкиваться с ней и решать нравственные вопросы, и так всю жизнь. Надо держать в уме, что задача религии привести человека в Рай а в противном случае он обречен на вечные муки в аду, и если исходить из данного посыла, то, такая рода забота о верующих со стороны религиозных деятелей вполне оправдана ведь нет ничего важнее нежели человеческая душа.

Казалось бы , схема простая: читай Коран и хадисы, соблюдай предписания написанные там и иди в Рай, но вылезли нюансы. Оказалось, что некоторые моменты Корана и хадисов можно читать так, а можно и этак, и в итоге одна и та же ситуация, произошедшая с разными людьми, могла трактоваться многогранно. К тому же мир менялся, появлялись новые знания, новые возможности и всю эту радость требовалось постоянно утрамбовывать в понятные мусульманам категории и Нужно было понять, как же читать Коран и хадисы, каким образом обращаться к этому источнику знаний дабы в любой ситуации, в любое время, можно было получить четкий и однозначный ответ на вопрос. И эта проблема касалась не только мелких споров двух соседей делящих участок земли но и затрагивала вопросы управления государством во всех сферах (ведь вся жизнь всех мусульман определена Кораном, а значит любая решаемая государем задача относилась к сфере религии). Требовалась методология .

В первые века существования ислама  богословы выработали определённые методы при разрешении спорных вопросов  (такое решение называется – фетва): кияс (кыяс)  – самый простой способ вынесения фетвы, ибо он заключается в том, что бы отыскать в Коране или хадисах аналогичную ситуацию и ссылаясь на нее сформулировать ответ на задачу, иджма – этот метод заключается в том, что ученые богословы обсудив ту или иную тему выносят вердикт единогласно, обязательно единогласно тем самым сформировав надежный и бесспорный базис для последующих поколений юристов . Следующие методы можно назвать очень субъективными, так как в них исламский юрист проявляет очень большую самостоятельность при рассмотрении спорных вопросов и может даже отклониться от Корана и хадисов, итак; иджтихад – богослов трактует нормы Шариата в зависимости от ситуации, здесь  базис для фетвы это не только Коран и сунны но и авторитете этого самого юриста , другими словами может случиться так что богослов тонкой ниточкой связывает весьма слабые доказательства и этому решению необходимо подчиняться просто потому , что он так сказал; урф – здесь источником фетвы служит не Коран или хадисы а местные обычаи и традиции; ар-рай – суждение на основании личного мнения (в отличии от иджтихада который базировался на Коране и хадисах, здесь богослов мог уйти очень и очень далеко в своих умозаключениях) . Именно эти методы служили инструментом с помощью которого правовые школы – мазхабы решали людские споры.

Таким образом ислам получил крайне широкий набор методов для решения повседневных проблем, аккумуляции новых знаний, и способов адаптации к изменяющейся реальности. Но эти методы толкования Корана сами часто служили поводом для столкновений между верующими, ведь например если при разрешении конфликта был использован метод -  кияс (опирающийся на строгое подражание Корану) то даже у самого упертого верующего не возникнет мысли оспорить вердикт, ведь перечить приговору значит спорить с Аллахом, а если же суд оперировал методом ар-рай – личное суждение исламского юриста, при этом в Коране могло и не описываться события даже близко подходящего к этому случаю, то верующий вполне мог и не принять фетву ссылаясь на тот факт , что в Коране ничего подобного этому вердикту даже близко нет.

И какими бы талантливым людьми не являлись создатели правовых школ ислама – мазхабов, все таки каждый из них имел свои предпочтения и склонности а значит , мазхабы, формировались исходя из личной убежденности богослова в справедливости тех или иных методов толкования Корана и сунн. Соответственно они брали одни способы толкования и отбрасывали другие, и, ни один из основателей мазхабов не создал универсальный мазхаб способный удовлетворить каждого верующего. Поэтому, на сегодняшний день существует 4 мазхаба у суннитов: Ханафитский, Маликитский , Шафиитский, Ханбалитский  и Джафаритский у шиитов.

Ханафитский мазхаб - создатель исламский богослов Абу-Ханифа (годы жизни 699-767). Ханафитский мазхаб следует логике повседневности и учитывает текущие нужды не стремясь загонять человека в жесткие рамки. А за счет учета местных обычаев и правил ханафитский мазхаб можно считать самым гибким и свободным из всех мазхабов в вопросах исламского права. Более того, Абу-Ханифа ввел в практику метод – истихсан (предпочтительное решение), истихсан как способ определения истины, даже может отменить решение вынесенное на основании кияса т.е. Корана, по причине того, что фетва наносит вред верующим а значит должна быть нивелирована. Именно этот мазхаб является самым распространенным в России (кроме Ингушетии и Чечни) и в мире.

Маликитский мазхаб – создатель Малик ибн-Анасом (годы жизни 708/715–795). Здесь практикуется почти строгое следование Корану, причём предпочитают использовать только недвусмысленные стихи (аяты) и лишь те хадисы, подлинность которых бесспорна (хадисы составлялись не одно десятилетие, и образовался огромный массив информации, и некоторые мусульмане считают, что часть его не является подлинной или по крайней мере представляется сомнительной). Однако как ни странно именно этот мазхаб дал один из самых свободных методов толкования Корана и хадисов  – истислах, если стоит вопрос о сохранении жизни и веры, то богословы маликитского мазхаба могут выносить фетву не имеющую в своей основе даже близких аналогий из Корана или хадисов (по сути истислах это одна из разновидностей метода ар-рай). Основной регион распространения -  Африка, однако последователи этого мазхаба являются большинством в эмирате Дубай, так же они имеются и в других странах Залива: Катар, Бахрейн, Кувейт.

Шафиитский мазхаб – основатель аш- Шафийа (годы жизни 767 – 820). В этой законодательной школе главным методом для вынесения фетвы считается Коран и хадисы, также  аш-Шафийа очень ценил коллегиальный способ обсуждения - иджму как способ найти решение для спорных вопросов. Так как аш- Шафийя обучался у Малика, то у него он позаимствовал метод – истислах. В России эта школа преобладает в Чечне и Ингушетии, а в целом, в исламском мире она имеет мало последователей.

Ханбалитский мазхаб. Основатель Ахмад ибн Ханбаль  (годы жизни 780-855). Вероятно самый строгий мазхаб, здесь признают только Коран и хадисы, а если там нет четко прописанных примеров, то выносят фетву по аналогии – кияс . Иджма существует в крайне ограниченном виде, и в богословских спорах учитываются только те коллективные решения, которые были вынесены сподвижниками Пророка , а иджма богословов следующих поколений не принимается в расчет. Другими словами в качестве отправной точки для фетвы служит только массив знаний из времени жизни Пророка. Но это разумеется не значит, что люди где господствует этот мазхаб живут точно также как по времена Мухаммеда, этот мазхаб имеет место быть только в Саудовской Аравии, где есть и телевизоры, и машины, и радио, и интернет. Хотя безусловно религиозных ограничений в Аравии поболее, чем у соседей.

Джафаритский мазхаб. Основатель шестой имам шиитов Джафара Ас-Садик ( годы жизни 700-765). Эта школа делиться на две ветви: ахбариты – названные так в честь собрания приданий 12 шиитских имамом «Ахбар» (это аналог суннитских хадисов, только написанные со слов шиитских имамов). Именно «Ахбар» и только он, являются для ахбаритов главным ориентиром при выработке фетвы, они против обращения к Корану при вынесении фетвы, по причине того, что обычный человек не в состоянии постичь всю его мудрость, это могли сделать (и сделали написав «Ахбар») только Непорочные – Пророк, его дочь Фатима и 12 шиитских имамов и все эти люди уже давно не с нами.  Вторая ветвь – усулиты, признает Коран и хадисы (все шиитские и часть суннитских), усулиты используют метод иджма (но опираются на решения, выработанные только шиитскими правоведами) и акл(акль) – разум, т.е. собственное суждение. Мазхаб (в подавляющем большинстве – усулиты)  распространен только в местах проживания шиитов Иран,Азербайджан и пр.

Мазхабы не являются какими-то течениями ислама, разновидностями одной и той же веры (как это имеет место быть с шиизмом и суннизмом), мазхаб не служит меткой для умеренных или радикальных мусульман, например, Талибан (*) принадлежит к самому либеральному мазхабу – ханафитскому, а ИГИЛ (*) вообще чихал на такие мелочи как правовая школа. Мазхаб это совокупность методов для интерпретации Корана и хадисов, сложившаяся на протяжении 7-11 веков, далее 4 мазхаба суннитов и шиитский (он возник позже) стали каноническими , новых больше не появлялось.

Иногда возникают раскольники, желающие по-новому взглянуть на Коран и призывающие к формированию нового (новых) мазхабов. Однако это не деятели вроде протестантов бросающие вызов закостенелым католикам, ведь как ни крути, как не старайся взглянуть по новому, а «новее» не станет ибо Коран и хадисы и так почитаются и служат надежным ориентиром. Для этого Коран передается из поколения в поколение неизменным и в нем нет ошибок, возникающих при переводах на другие языки (ибо главный и единственный язык Корана арабский) а ведь именно вопросы перевода сыграли не малую роль в протестантской реформации и в русском расколе. Это сделано разумеется неспроста потому что ранние мусульмане отлично понимали к чему приведет «адаптация» Корана под новых верующих, поэтому с самого начала настаивали на точной передаче знаний на родном языке Пророка  . Но эти меры не защитили ислам от распада на суннизм и шиизм, а также появления массового обновленческого движения в исламском мире – салафизма в 17 веке который по сути являлся требованием возврата к корням ислама, самым ярким представителем этого движения стал ваххабизм .

(*) – террористические организации запрещенные в России.

ТГ – канал https://t.me/AsiaNearEast

Ссылки по теме

Мазхабы в Исламе

https://medinaschool.org/library/obshestvo/islamskoe-pravo/mazhaby-v-islame

Особенности развития ранних правовых школ в исламе

https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rannih-pravovyh-shkol-v-islame

Суннитские мазхабы в исламе
https://kazislam.kz/sunnitskij-mazhaby-v-islame/

Мазхабы в исламе

http://islam.dgu.ru/Stat/%D0%98%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%90.%D0%A8.%20%D0%9C%D0%B0%D0%B7%D1%85%D0%B0%D0%B1%D1%8B%20%D0%B2%20%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5.pdf

Какой хадис называют достоверным (сахих)?

https://muntaqa.info/sahih/

Шариатское решение относительно одежды, постиранной в стиральной машине

https://taalib.ru/index.php/fikh/586-odezhdy-postirannoj-v-stiralnoj-mashine