21

Почему Se7en — гениальная операторская работа

В часовом ролике ниже фильм разбирает оператор Роман Васьянов, который и сам неплохо снимает (Стиляги, Fury, End of watch).

В Голливуде Роман пересекался с колористом Se7en и одним из камераменов съёмочной группы Финчера, часть сведений почерпнул у них. Васьянов откомментировал кино лишь до середины. Жаль, интересны были бы его комментарии по WHAT IN THE BOX.

(Изложенное ниже — мнение именно Васьянова.)

Это лучший по визуалу фильм в карьере и режиссёра Дэвида Финчера, и французского оператора Дариуса Хонджи.

Хонджи любит возиться со светом, но из-за этого мало внимания уделяет движению камеры. Финчер, наоборот, зациклен на точности кадра и делает по 100500 дублей «метр влево-метр вправо». Эта комбинация (отличный свет и выверенная динамика) и дала результат, который визуально повлиял на все современные неонуары — например, True Detective.

1 сезон TD

1 сезон TD

Первый залог успеха визуала Se7en — bleach bypass. Это процесс обработки плёнки, при котором стандартный процесс удаления серебра (отбеливание) делают только частично, и серебро вымывается не полностью.

В итоге в кадрах появляется специфический «воздух», «свечение». А краски становятся чуть приглушёнными.

Bleach bypass — рискованный, но нередкий приём хороших операторов. Надо точно понимать, чего хочешь.

«Спасение рядового Райана» Спилберга

«Спасение рядового Райана» Спилберга

«Возвращение» Звягинцева

«Возвращение» Звягинцева

«Minority report» Спилберга же.

«Minority report» Спилберга же.

В Se7en bleach bypass создаёт мягкие цвета и особое свечение в чёрных тонах. Что бы это ни значило.

Свечение серебра в чёрном заметно, например, на чёрной куртке Питта.

Свечение серебра в чёрном заметно, например, на чёрной куртке Питта.

Васьянов долго сокрушается, что bleach bypass ушёл в прошлое вместе с плёнкой. Кроме самой плёнки нужны и камеры, и лабы, и спецы. Кроме того, операции с материалом — это риск, а ну как запорешь? Теперь BB имитируют в цифре, но с переменным успехом.

Сам Роман сто раз пытался сделать реальный bleach bypass, но удалось лишь раз, и то не на боевом фильме, а в ходе экспериментов. На боевых фильмах попытки было две, но оба раза даже не удалось начать:

— «Отряд самоубийц»: дубли негативов в индустрии уже не печатали, а с оригиналом негатива экспериментировать запретили, оригинал неприкосновенен (и страховка не покрывает риски, если что-то случится);
— «Одесса» Тодоровского: возникли проблемы digital intermediate (и со страховкой та же история).

Второй залог успеха — световая схема.

В девяностых производители флуорисцентного света KinoFlo бустнули индустрию: стало возможным снимать в кромешном мраке, получая мягкую картинку. Se7en — один из первых фильмов со светильниками Кинофло.

Вот куча флуорисцентных светильников.

Вот куча флуорисцентных светильников.

Хонджи использует этот свет и за кадром, и в кадре, рассовывая по лампам-торшерам-окнам.

Например, в кадре с Питтом у окна кинофло висят (по гипотезе Васьянова) над окнами, и поэтому окна не выглядят провалом в белое.

В сценах всегда есть заполняющий свет. В тёмных сеттингах он слабый, но точно сбалансирован и позволяет окружающему пространству не проваливаться в черноту. Это «темнота, через которую видно».

Тут даже лёгкие блики заметны на полках.

Тут даже лёгкие блики заметны на полках.

Фонарики создают отдельную прелесть на местах преступлений.

Говорят, Нолан всегда требует от операторов, чтобы в глазах актёров были блики — так живее. Задача не всегда выполнима, особенно (по словам Васьянова) с чернокожими актёрами.

Вот с Питтом легче — он голубоглазый.

Блики в глазах детектива Миллса.

Блики в глазах детектива Миллса.

Бликов в Se7en много, потому что в кадре много практикал-света: как бы натуральных источников, которые на деле не натуральные. (В абажурах стоят не бытовые лампы, а профессиональные приборы.)

Вот тут в кадре 4 лампы: 3 настольных и торшер, и все горят. Это имеет мало смысла в реальности, но помогает создавать освещение сцены.

И окна снова не пересвечены. Васьянов говорит, потому что это «две диафрагмы от ключа», что бы это ни значило.

Аналогично: куча светильников.

Образцовая сцена со светильниками — прогулка по библиотеке с зелёными лампами. По словам Васьянова, её многократно тиражировали потом в клипах и большом кино (но я не нашёл).

А в участке видно, что кинофло, который играет бытовую лампу, закрыли сверху чёрной тканью, чтобы не светил в потолок.

Кроме того, используются china balls — придуманные французами светильники, дающие очень тёплый свет и мягкий золотистый тон кожи персонажей.

Пример china ball НЕ из Se7en

Пример china ball НЕ из Se7en

Фильм снимался в LA, и создатели отдельно ловили НЕсолнечные дни. В городе ангелов 280 солнечных дней в году (на уровне Краснодара и Анапы).

Только финал снимали в лучах закатного (?) солнца. Возможно, это тот самый золотой час.

Только при подготовке поста заметил этот нимб, хотя кино смотрел сто раз.

Только при подготовке поста заметил этот нимб, хотя кино смотрел сто раз.

Просто смешной кадр: у Миллса в квартире постер «Пышки» Михаила Ромма.

Ещё одна фишка Хонджи — тёплая подсветка снизу, с которой, по словам Романа, он переборщил в «Эвите», и там всё стало резким. А вот в Se7en вышло само то.

Заметнее всего нижняя подсветка тоже в библиотеке.

Заметнее всего нижняя подсветка тоже в библиотеке.

А вот Эвита.

А вот Эвита.

НЕИНТЕРЕСНО, НО ФАКТ

Титры снимал не Хонджи, а другой выдающийся оператор, Харрис Савидис («Игра», «Зодиак»).

На коллекционном DVD с раскадровками и комментариями Финчера видно, что кадры заставки и многих сцен в процессе съёмок почти не менялись.

Раскадровка титров.

Раскадровка титров.

А ещё Финчер известен тем, что увольняет с площадки операторов. В основном не операторов-постановщиков, а именно камераменов.

Но с «Комнаты страха» он уволил именно Хонджи, причём в первые же дни. Так и расстались два мастера.

Дальше снимал Конрад Холл. Но, блин, картинка — чисто как в Se7en!

Panic room

Panic room

И в финале — инсайд от Васьянова: темнокожих актёров легче светить и снимать, чем светлокожих. Главное — не пересвечивать, а использовать отражённый свет.

Что бы это ни значило.

Всё о кино

31.3K пост63.9K подписчик

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.