Почему МЛМ – это не бизнес, а работа торговым агентом

Честно говоря, немного бесит постоянно слышать от адептов разнообразных МЛМ структур фразы от наивных «я занимаюсь бизнесом», «мой бизнес растёт», «хватит работать на дядю, стройте свой бизнес» до вызывающих «вы все, дураки, РАБотаете на дядю, а я строю бизнес». Ну, и конечно достал постоянный спам в социальных сетях, мессенджерах, почте.


Хочу огорчить всех новоиспечённых «бизнесменов», которым запудрили мозги глупостями. Никакого бизнеса у них нет. Их могут запросто выбросить из цепочки или компания может закрыться.


Давайте начнём с определения. Многие банально не знают, что обозначает аббревиатура МЛМ. Нет, это не "бизнес для всех и каждого". На самом деле буквы английские MLM и расшифровываются как multilevel marketing. На русский переводится как многоуровневый (или сетевой) маркетинг.


Википедия говорит, что сетевой маркетинг не что иное, как концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (сбытовых агентов), каждый из которых, помимо сбыта продукции, также обладает правом на привлечение партнёров, имеющих аналогичные права. При этом доход каждого участника сети состоит из комиссионных за реализацию продукции и дополнительных вознаграждений (бонусов), зависящих от объёма продаж, совершённых привлечёнными ими сбытовыми агентами.


Собственно, в этих строках и описана суть MLM. Участники структуры являются торговыми (сбытовыми) агентами и получают комиссионные за реализацию товаров (иногда услуг), а также могут привлекать других агентов для получения процента от их оборота.

По сути, тоже самое, что и стандартная партнёрская программа более 1 уровня (вроде DrDick или партнёрки Попова). Только партнёрская программа говорит открыто, что вы являетесь партнёром (или торговым агентом, кому как нравится). Ни слова о мифическом построении бизнеса.


Почему MLM это не бизнес

Рассмотрим два совершенно разные роли. Владельца бизнеса и сотрудника.


Владелец бизнеса имеет прямое влияние на него, т.е. создаёт концепцию, налаживает технологии, прописывает правила и принимает ключевые решения. А также держит в своих руках все финансовые потоки.


Сотрудник может получать премии, процент от продаж, быть почётным работником года, руководить другими сотрудниками. Но он не может повлиять на всю систему без решения владельца. Также его могут уволить, если что не так. И весь его статус и доход упадут до нуля.


А теперь задумайтесь. Участник MLM структуры может пойти и завтра закрыть компанию своим решением? Или перераспределить проценты. Или запустить новую ветку продукции. Или изменить как-то правила. Нет. Он может разве что выдвинуть предложение лидерам и владельцам.


А уволить его могут? Конечно!


Поэтому MLM является бизнесом только для владельца компании. Остальные исполняют роль торговых агентов.


Зачем создаётся иллюзия

Зачем же конторы, практикующие MLM, настырно вбивают в голову людям мысли о бизнесе.


MLM изначально является иллюзией бизнеса, чтобы люди больше и лучше работали. Это всего лишь мотиватор. Статус бизнесмена греет обывателя (точнее напрочь плавит ему мозг). Человек хочет выглядеть более важным и умным, чем другие. И ему дают повод.


В общем, человеку искусственно повышают ЧСВ, внушают идеи о бизнесе и с помощью простой манипуляции заставляют зарабатывать больше денег для структуры.


А что происходит на самом деле?


Некоторые «бизнесмены» сами регулярно закупаются продукцией, чтобы получать процент. Или делают массовые закупки, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.


Я не раз слышал речи о «своём успешном бизнесе» от людей, которые сотнями обзванивают людей в холодную и предлагают им незабываемую встречу, в ходе которого нужно сделать предложение таким образом, чтобы они не смогли отвертеться.


Для них это не продажи по телефону, а бизнес. На самом же деле они работали в течение нескольких месяцев в колл-центре за мизерную зарплату.