3

Почему крупнейшая космическая авантюра Маска сводит с ума его конкурентов. Politico

Starship угрожает лунным подрядчикам NASA, которые наблюдают за его продвижением со смесью благоговения и ужаса.

Брайан БЕНДЕР, 12 февраля 2022 г.

Первоисточник:

Илон Маск из SpaceX представляет обновленную информацию о Starship в четверг недалеко от Браунсвилля, штат Техас. | Мигель Робертс/The Brownsville Herald через AP

Илон Маск снова планирует выйти за рамки статус-кво. И если ему это удастся, аэрокосмические гиганты, выигравшие первую космическую гонку, могут никогда не догнать его в новой.


Стоя перед возвышающейся ракетой Starship на «Звездной базе» Space X на юго-западе Техаса в четверг вечером, Маск пообещал, что его самый амбициозный космический корабль совершит свое первое путешествие в ближайшие месяцы.


«На данный момент я совершенно уверен, что в этом году мы выйдем на орбиту», — сказал он в первом обновлении за два года о проекте, которое, как он признал, «звучит безумно».


«Это сработает», — заявил он. «Возможно, на пути будет несколько ухабов, но это сработает».

Starship призван стать первым универсальным космическим кораблем: многоразовым и заправляемым космическим кораблем, который может доставлять десятки людей и миллионы тонн грузов с Земли прямо на Луну и, в конечном итоге, на Марс — и делать это снова и снова.

«Возможно, на пути будет несколько ухабов, но это сработает».


Илон Маск


Если ему удастся это осуществить, предыдущие достижения Маска — электромобили, многоразовые ракеты для запуска спутников, первая коммерческая космическая капсула, состыковавшаяся с Международной космической станцией — могут показаться по сравнению с этим скромными достижениями.


«Это то, о чем мы привыкли говорить: «Было бы здорово, если бы мы могли делать такие вещи?», — сказал Скотт Альтман, президент группы космических операций в ASRC Federal.

Но официальные лица NASA и их давние аэрокосмические подрядчики наблюдают за происходящим со смесью благоговения и ужаса.


«Они гадят в постель», — сказал главный вашингтонский космический лоббист, работающий на конкурентов SpaceX, и попросил не называть его имени, чтобы не расстраивать своих клиентов.

Пусковые команды наблюдают за обратным отсчетом до запуска ракеты Ariane 5 компании Arianespace с космическим телескопом Джеймса Уэбба NASA 25 декабря в Куру, Французская Гвиана. | Билл Ингаллс/NASA через Getty Images

NASA и его основные отраслевые партнеры одновременно изо всех сил пытаются завершить свои собственные лунные аппараты: мега-ракету Space Launch System и пилотируемый корабль Orion. Но программа превышает бюджет на миллиарды долларов и отстает от графика на годы — и, по мнению многих, на поколения отстает от SpaceX в инновациях.


Первые три миссии космического агентства Artemis на Луну в течение следующих трех лет, включая высадку человека, запланированную на 2025 год, будут отправлены на борту ракеты SLS и корабля Orion, которые строят Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman, Aerojet Rocketdyne и множество других поставщиков и фирм, предоставляющих инженерные услуги.


Но с учетом того, что первый полет SLS в этом году опять отложен , по крайней мере, до поздней весны, растут опасения, что даже если он увенчается успехом, система, оцениваемая в 2 миллиарда долларов за запуск, может оказаться слишком дорогостоящей для многократных полетов на Луну, которые NASA необходимо создать постоянное присутствие человека на поверхности Луны.


Это делает Starship, совершивший в прошлом году успешный полет к краю космоса, особенно опасным для подрядчиков и их союзников в Конгрессе.


По словам Рэнда Симберга, аэрокосмического инженера и консультанта по космосу, по мере развития Starship он еще больше затмит аргументы в пользу использования SLS.


«Как только надежность новой системы будет продемонстрирована большим количеством полетов, что может произойти в течение нескольких месяцев, все существующие системы запуска устареют», — сказал он.


«Если SLS не будет летать чаще, чем раз в пару лет, он просто не будет значительным игроком в космосе в будущем, особенно когда будет летать Starship», — добавил он.


Ни Boeing, главный подрядчик ракеты SLS, ни NASA не ответили на запросы о комментариях по поводу критики программы или последних планов Маска относительно Starship.


Симберг сказал, что самым большим прорывом Starship будет «радикальное снижение затрат», которое он потенциально предлагает, в частности, план использования заправщиков на низкой околоземной орбите для его дозаправки, что может значительно снизить долгосрочные затраты на операции в дальнем космосе.


«Если компания сможет продемонстрировать, что ее новая тяжелая ракета не просто многоразовая, но, по словам Илона Маска, может быть быстро использована повторно, это произведет революцию в космических полетах», — написал он в недавней статье под названием «Walmart, но для космоса».


Маск в четверг также сказал, что «основная технология — необходимый прорыв Святого Грааля — это быстрая и полностью многоразовая ракетная система».

«Такого никогда раньше не было, и многие люди долгое время думали, что это невозможно», — добавил он.

Испытательный корабль SpaceX Starship спускается во время летных испытаний в Бока-Чика, штат Техас. | SpaceX

Роберт Уокер, бывший председатель Научного комитета Палаты представителей и консультант космической отрасли, сказал, что если Starship добьется успеха, ценность ракеты-носителя NASA окажется под серьезной угрозой просто потому, что она не предназначена для полетов так же часто, как Starship.


«Если первый полет Artemis пройдет успешно, может пройти два года, прежде чем мы сможем перейти ко второму», — сказал он. «Маск может довольно быстро все раскрутить».

SpaceX уже превзошла своих конкурентов в доставке астронавтов на Международную космическую станцию.


Космический корабль Dragon совершила три успешных полета, еще один запланирован на апрель, в то время как первый полет Boeing Starliner, который был разработан в рамках того же государственно-частного партнерства NASA, по- прежнему откладывается.


И SpaceX уже играет ключевую роль в лунной программе NASA.

Компания была выбрана в прошлом году, чтобы использовать свою технологию Starship для создания системы посадки человека, которая доставит астронавтов на поверхность Луны в рамках третьей миссии Artemis.


SpaceX обогнал конкурентов, в том числе Blue Origin, ракетную компанию, принадлежащую основателю Amazon Джеффу Безосу, которая разрабатывает собственный парк ракет и космических кораблей в пустыне Техаса, но еще ничего не запустила на орбиту.

Альтман, бывший астронавт, сказал, что SpaceX и его космический корабль могут сыграть гораздо большую роль в лунной программе NASA, помимо посадки, назначенной на 2025 год.

«Мы пытались объединить SLS и Orion для программы Artemis», — сказал он.


«Сейчас Starship является звеном в этой цепочке», — добавил он, имея в виду ту роль, которую он уже сыграет в посадке на Луну. «Это технология, это возможность, которая нам понадобится».

Неясно, как именно NASA может заключить контракт со Starship для будущих миссий. Но он мог бы установить государственно-частное партнерство, подобное его договоренности о полетах на космическую станцию или на лунный посадочный модуль.


Последствия также выходят за рамки просто исследований небес.


Пентагон, который нанял SpaceX для запуска некоторых своих спутников-шпионов, также присматривается к новому транспортному средству для грузовых миссий «точка-точка» на Земле.


«Starship может нести груз C-17 и доставить его в любую точку мира за час», — сказал Уокер, который ранее работал в консультативном совете SpaceX, но больше не имеет никаких связей с компанией.


«Есть основные способы использования этой возможности, если действительно можно это осуществить», — добавил он.

Если ему это удастся, предыдущие прорывы Илона Маска по сравнению с ним могут показаться скромными достижениями. | Джэ С. Хонг / AP Photo

Даже сам Маск в четверг выступил с предостережением, предупредив, что, скорее всего, будут технические проблемы, прежде чем Starship докажет свою надежность.


«Орбитальный полет — это только начало», — сказал он. «Вероятно, на дороге будет несколько ухабов, вы знаете, но мы хотим сгладить их с помощью спутниковых миссий и тестовых миссий, добиться высокой скорости полета и иметь что-то чрезвычайно надежное».


Болтливый лоббист округа Колумбия, давний недоброжелатель SpaceX, описал реакцию своих клиентов на презентацию Маска в четверг как «обещания, обещания, обещания».


Но он сказал, что такие утверждения устарели. «Это похоже на то, что вы продолжаете говорить «он не может этого сделать», но это продолжает работать. Он продолжает работать. Я думаю, что люди напуганы. Он начинает заставлять людей, которые никогда не были верующими, думать, что он может».


Первоисточник:

Космическая движуха

2.2K постов1.5K подписчика

Правила сообщества

О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.

Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."